English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье»

 

сентябрь, 2012 г.

 

Конференция, посвященная
130-летию Первой алии

 

Юлия Систер

 

Эта конференция успешно прошла 11 сентября 2012 года в институте Вейцмана. Ее организовали НИЦ "Русское еврейство в зарубежье", институт Вейцмана и Дом ученых и специалистов Реховота.


зал
Зал

 от института Вейцмана участников конференции приветствует проф.
           Валерий Кронгауз
профессор Валерий Кронгауз

 

От имени института конференцию приветствовал первый русскоязычный ученый этого института, ставший профессором, Валерий Кронгауз, специалист с мировым именем. Были приветствия от Министра информации и диаспоры Юлия Эдельштейна, от представителя муниципалитета Реховота, ответственного за абсорбцию, Ефима Заики, от муниципалитета Гедеры выступила Ясмин Киршен, от Форума ученых - проф. Евгений Плоткин, получены приветствия от Шуламит Ласков, известной исследовательницы деятельности билуйцев, от д-ра Михаила Пархомовского, основателя Центра, главного редактора, издателя, Шуламит Шалит и др.


от Форума ученых приветствует проф. Евгений Плоткин

д-р Юлия Систер зачитывает приветствия
от Форума ученых приветствует проф. Евгений Плоткин
д-р Юлия Систер зачитывает приветствия

 

Начиная с 60-х годов XIХ века значительно увеличился поток репатриантов из Восточной Европы, особенно из России, на землю предков.

В 1882 году на территории Эрец-Исраэль проживалo порядка 25 тысяч евреев. С этого момента начинается отсчет волн сионистской алии в Эрец-Исраэль, предшествовавших созданию государства.

 

Понятие старый ишув впервые было введено в 80-е годы XIХ века в связи с появлением первой сионисткой алии, члены которой хотели отделить себя от поселившихся в Земле Израиля ранее. Слово "старый" является отчасти оценкой, поскольку обозначает преданность старым ценностям в отличие от новых идей.

Основателями старого ишува были репатрианты из Европы, прибывшие в Эрец -Исраэль в первой половине ХVIII века.

Старый ишув был сосредоточен в основном в четырех священных городах - Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. Его представители были глубоко религиозными людьми. Мужчины проводили свои дни в религиозных учебных заведениях, которые существовали на пожертвования евреев диаспоры. Жители старого ишува всячески противостояли любым переменам, отчасти из идеологических, а отчасти из экономических соображений.

Кроме старого ишува, в священных городах были евреи, проживавшие и в других местах Эрец-Исраэль, а некоторые уже тогда занимались сельским хозяйством. В Галилее были села, в которых среди арабского населения жили евреи, никогда не покидавшие Эрец Исраэль, - Кана, Кфар-Ясиф, Шфарам, Пкиин.

Более того, многие евреи, проживавшие в старом ишуве, стремились перейти к более продуктивному существованию.

Моца - это первое на Земле Израиля нового времени сельскохозяйственное поселение. Земли были выкуплены еврейскими поселенцами ещё в 1860-м году. Пятикилометровый путь, соединяющий Иерусалим с его чудесным пригородом Моцей, показался Герцлю, посетившему землю предков, похожим на дорогу сквозь Пиренейские высоты.

 

В 1870 году было получено разрешение на открытие земледельческой школы "Микве Исраэль", которая выпустила более ста выпускников еще до начала сионистской алии. А жители старого ишува в Иерусалиме основывали еврейские районы за стенами Старого Города: Мишкенот Шаананим - при поддержке сэра Моше Монтефиоре (1860), Махане Исраэль (1868), Нахалат-Шива (1869), Меа Шеарим (1874).

Первые земледельческие еврейские поселения также были основаны жителями старого ишува. В 1878 году жители Цфата купили у арабов заброшенные земли возле деревни Джауни и дали этому месту имя Гей-Они (Долина силы моей). Из-за недостатка земледельческих орудий они не смогли обработать достаточно земли, чтобы прокормить себя. Гей-Они перестал существовать.

В том же году группа иерусалимцев во главе с Йоэлем Моше Соломоном, Йегошуа Штампфером и Давидом Гутманом приобрели земли в долине Яркона и организовали сельскохозяйственное поселение в Эрец-Исраэль, которому удалось выжить: Петах-Тиква (Врата надежды).

 

С тех пор как еврейский народ рассеялся по свету, находились мыслители, которые призывали евреев вернуться в Эрец-Исраэль.

Деятельность этих людей была прелюдией к сионистскому движению в идейном и практическом аспектах. Именно они способствовали репатриации своих собратьев и верили, что еврейский народ, возродившись в Эрец-Исраэль, будет источником света для других.

Для определения роли первопроходцев (халуцим) в истории еврейского народа необходимо вспомнить историческую обстановку в период их появления, проследить идейные и духовные истоки палестинофильского движения. Они восходят к появлению у евреев нового представления о своем народе. Еврейство стало рассматриваться не только как религиозное сообщество, но и как нация, имеющая свою историю, культуру, традиции. Движение Хаскала (Просвещение), начавшееся во второй половине ХVIII века, участие в общественно-политической жизни стран Европы, в революциях XVIII-ХIХ веков ускорили созревание национальной идеологии евреев. Формирование таких воззрений стало возможным в результате появления русско-еврейской интеллигенции, сформировавшейся под влиянием русской культуры и различных политических течений в России второй половины XIX века.

Решающим толчком к окончательному формированию массового палестинофильского движения стали погромы 1881-84 гг. в Российской империи.

В городах и местечках Российской империи, Румынии возникает движение "Ховевей Цион" ("Любящие Сион") или "Хиббат Цион" ("Любовь к Сиону") - палестинофилов, а также кружок палестинофильской молодежи Билу в Харькове (январь 1882 г.). Их цель - национальное возрождение в Эрец-Исраэль.

Практическим воплощением стала волна репатриации евреев в Эрец-Исраэль - Первая алия.

 

Прошло 130 лет с тех пор, как первые 14 билуйцев сошли на берег Яффы, полные планов на возрождение еврейской жизни на земле предков, готовые трудиться на Земле Израиля во имя будущего еврейского государства. Так начиналась Первая алия (1882-1903), сыгравшая большую роль в истории еврейского народа.

 

Создание Государства Израиль является национальным проектом российского еврейства. За 14 лет до Герцля палестинофильские идеи высказал врач Леон Пинскер. Это признавал и сам Герцль и все политические деятели.

Заслуга Герцля состоит в том, что он смог облечь сионистское (палестинофильское) движение в форму европейского политического движения. Он же сделал ставку на российских евреев.

Эти и другие вопросы рассматривались в вступительном слове генерального директора НИЦ "Русское еврейство в зарубежье".


Герц Финкенберг (основатель музея в Гедере)
Герц Финкенберг (основатель музея в Гедере)

 

Программа конференции была составлена таким образом, чтобы темы докладов дополняли друг друга и подчеркивали значение Первой алии. Доклад одного из основателей музея истории города и билуйцев в Гедере историка Герца Финкенберга был посвящен особенностям идеологии билуйцев. Автор доклада покорил аудиторию своими знаниями и умением очень интересно и образно излагать исторические факты. Он напомнил, что еврейский народ никогда не прерывал связи с родиной праотцев. Его мировоззрение основывалось на вере в возвращение в Эрец-Исраэль. "В будущем году в Иерусалиме" передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. После экскурса в историю, он остановился на идеологии билуйцев и указал те факторы, которые более всего на нее повлияли. Г.Финкенберг говорил о влиянии на билуйцев народовольцев, идей Чернышевского и Герцена, идей, влияющих на интеллигентную молодежь в 80-е годы позапрошлого столетия вообще, включая и еврейскую.


д-р Елена Есельсон
д-р Елена Есельсон

 

Д-р Елена Есельсон (Ин-т Волкани, Центр с/х исследований) сделала яркий доклад, посвященный развитию сельского хозяйства в конце XIХ - начале ХХ веков. Она сказала, что символично и закономерно, что конференция, посвященная 130-тилетию Первой алии, стоит в одном ряду с такими событиями, как 110-летие Еврейского Национального Фонда (2011 год), 90-летие Центра сельскохозяйственных исследований имени Волкани (2011), 150-летие сельского хозяйства страны, ведущего свой "официальный" отсчет с первого фруктового сада, заложенного в 1860 году в Яффо на деньги сэра Моше Монтефиори.

Cельское хозяйство Израиля известно своими достижениям во всем мире, в чем немалая заслуга выходцев из России. Зародившееся в Эрец-Исраэль в последней трети XIX века, оно представляет собой явление поистине уникальное. В отличие от большинства стран мира, где сельскохозяйственная практика была далека от идеологии и видела свою главную задачу исключительно в обеспечении населения продуктами питания, сельское хозяйство еврейской Палестины, а позже и Государства Израиль, было порождено идеологией сионизма и стало свидетельством её реального воплощения в жизнь, ибо неразрывно связано с заселением Эрец-Исраэль и поселенческой деятельностью. Именно здесь пролег "водораздел" между старым ишувом, немногочисленной религиозной общиной, жившей в городах за счет благотворительной помощи евреев диаспоры, и ишувом новым, изначально ориентированным на заселение Эрец-Исраэль и видящим в сельскохозяйственном труде выражение связи еврейского народа с Землей Израиля. Зримым подтверждением этого стало широкое и систематическое заселение Эрец-Исраэль, начавшееся в годы Первой алии. Она насчитывала около 25 тысяч человек, приехавших преимущественно из России.

 

После этого доклада д-р Нелли Портнова рассказала о незаурядном представителе Первой алии агрономе Михеле Похачевском, который на практике занимался сельским хозяйством. Доклад сопровождался большим количеством интересных иллюстраций.


д-р Нелли Портнова
д-р Нелли Портнова

 

В 1885 году барон Эдмон де Ротшильд, взявший под свое покровительство еврейские сельскохозяйственные поселения в Земле Израиля, решил заменить неудавшееся хлебопашество на виноградарство. Он обратился к руководству палестинофильского движения "Ховевей Цион" с просьбой прислать шесть человек для обучения сельскохозяйственной науке у специалистов его колоний, с тем чтобы потом распространить опыт обработки земли на все еврейские поселения. Были выбраны шестеро, в том числе Михель (Йехиэль) Залман Похачевский. Трое из шестерки остались земледельцами до конца жизни, в том числе и Похачевский. Он был назначен инспектором большого сада в Ришон ле-Ционе, который до сих пор украшает город, и специалистом по разведению винограда. Кроме того, он основал питомник тропических растений и масличных деревьев.

В 1889 году Михель вступил в переписку с девушкой из родного города Брест-Литовска Нехамой Файнштейн (1870-1934), тоже палестинофильских взглядов, и вскоре женился на ней. Вместе с женой он вернулся в Ришон ле-Цион.

Стратегической целью первых еврейских колонистов было добиться самостоятельного хозяйствования на земле. В 1896 году Похачевский стал первым, кто выплатил деньги за арендованную землю и сделался полноправным землевладельцем. Но своим хозяйством занимался мало, посвящая все время обучению еврейских фермеров и колонистов последним технологиям выращивания винограда, цитрусовых и маслин. Со своими инструкциями - как защитить посадки от ветра, как возродить заболевшие масличные деревья, как обрезать и прививать - он добирался в самые разные районы: горные склоны Иерусалима, Изреэльскую долину (мошавы Кфар-Йехезкель, Тель-Йосеф, Нагалаль, Эйн-Харод), Иорданскую долину (киббуцы Дганья-Алеф и Дганья-Бет), поселения юга.

Исторически, Похачевский совмещал в себе несколько сменившихся в процессе заселения Земли Израиля типов: пионера-основателя, пришедшего поселиться на пустынной земле, рабочего, стремящегося к "завоеванию труда", и специалиста-прагматика, несущего на эту землю новую технологию.

 

После интереснейшего доклада Н. Портновой выступила Рут Арбель, внучка Похачевских, которая родилась уже в Эрец-Исраэль.


Рут Арбель (внучка Похачевских)

Рут Арбель, переводит Лара Цинман
Рут Арбель (внучка Похачевских)
Рут Арбель, переводит Лара Цинман

 

Она рассказала о своей бабушке Нехаме. Нехама Похачевская родилась в Брест-Литовске в зажиточной хасидской семье. В еврейской общине говорили только на идиш. В возрасте 9 лет она переехала с семьей в Царицын. Нехама поступила в русскую гимназию, через короткое время овладела свободно русским и закончила четыре класса с отличием. Она была близка к русским молодежным и революционным кругам. Ее отец, обеспокоенный этим, забрал ее из гимназии и нанял ей частного преподавателя иврита. Через короткое время Нехама начала писать на иврите и посылать статьи в "Гамелиц" - газету на иврите, издававшуюся в России. В этот же период она познакомилась с идеями "Ховевей Цион" и "заразилась" сионизмом. В 1889 она стала переписываться на иврите с Михелем Похачевским, жившем в Ришон ле-Ционе. Они поженились в Брест-Литовске. Вместе приехали в страну и поселились в Ришон ле-Ционе. В Эрец-Исраэль Нехама стала настоящей крестьянкой - у нее был огород, куры, коровы, выращивала цветы - и все своими руками.

Она начала писать рассказы из жизни страны на иврите, и была первой ивритоязычной писательницей - женщиной. Боролась за равноправие женщин и в 1919 г. добилась избирательных прав для женщин в местный совет Ришон ле-Циона. Именно она получила большинство голосов как представительница женщин.

Она боролась за то, чтобы по всей стране говорили на иврите. В их доме звучал только иврит, это был второй такой дом в поселении. Участвовала в различных учреждениях - была членом местного совета, членом комитета школы, судьей в гражданском суде. Создала учреждения и организации помощи, в том числе Линат Цедек - помощь больным.

Основала кассу беспроцентных кредитов для нуждающихся.

Проявляла большое гостеприимство по отношению к бедным. Создала в колонии женский Гистадрут. Была "консулом йеменцев" и очень много им помогала, а также посредником в разрешении семейных конфликтов, в особенности среди йеменцев.

Брала на временное воспитание (без оплаты) девочек - сирот.

Была "тетей" Еврейского легиона в Первую мировую войну.

Принимала у себя дома как важных персон, так и простых людей, давала им ночлег.

Ушла из жизни Нехама Похачевская в 1934 в возрасте 64 лет, похоронена под смоковницей на холме старого кладбища Ришон ле-Циона.

Рут Арбель свои воспоминания сопровождала письмами и фотографиями из семейного альбома.


 Ю.Систер и Рут Арбель

на экране Нехама и Михель Похачевские (бабушка и дедушка Рут Арбель)
Ю.Систер и Рут Арбель
на экране Нехама и Михель Похачевские (бабушка и дедушка Рут Арбель)

 

Об образовании в Эрец-Исраэль в конце XIХ - начале ХХ веков очень интересно рассказала д-р Адела Розенштрах.


выступает д-р Адела Розенштрах
выступает д-р Адела Розенштрах

 

В середине XIХ столетия появляются первые протестантские миссионерские школы, но евреи неохотно отдают туда детей.

Сэр Моше Монтефиори и другие видные представители английского еврейства старались помочь реализовать планы поселения евреев на земле предков и пытались обучить их различным ремеслам.

Появление и развитие первых ивритских школ в Палестине относится к 70-80-м годам XIХ столетия и связано увлечением идеями сионизма.

Как известно, одной из старейших школ в Израиле является сельскохозяйственная школа "Микве Исраэль". В истории ее создания, как в капле воды, отражается история Государства Израиль.

 

Во главе школы в разные годы стояли талантливые и трудолюбивые люди, много сделавшие для ее развития:

Первым ее директором стал сам Карл Неттер. В 1870 году он перебрался из Парижа в Палестину. Был с радостью принят, и его стали на местный лад называть Шаулем.

Уже в 1882 г. активисты "БИЛУ", часть из которых определенное время трудилась в "Микве Исраэль", приступили к учебе и труду в разбитых на месте будущей школы палатках. Во время работы в среде первопроходцев, кроме французского, иврита и идиш, звучал и русский.

Более 40 лет (1914 - 1955) на посту директора школы трудился Элиягу Краузе. Характер преподавания менялся очень существенно: языком обучения вместо французского становился иврит. О той роли, которую сыграла в истории страны эта школа, прекрасно сказал первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион:

"Основание государства стало возможным благодаря "Микве Исраэль". Если бы не она, государство вряд ли бы было создано. Все началось с нее - нам оставалось лишь завершить в политическом и национальном аспектах начатое основателями "Микве Исраэль" дел".

 

Через несколько лет открылись первые ивритские школы в Гедере, Яффе, Ришон ле-Ционе.

В исследованиях д-ра Н.Портновой о Иосифе Виткине раскрывается масштаб и обаяние личности этого "застенчивого лидера" и его заслуги в истории школ Гедеры и Ришон ле-Циона.

Большой вклад в преподавательскую деятельность внесли также братья Исраэль и Шимшон Белкинд и их отец - раввин Меир Белкинд.

Характерной чертой раннего этапа развития школьного дела в регионе были знаменитые "языковые войны".

Определенным выходом из этой сложной ситуации для многих из них стало создание гимназии "Герцлия" в Яффе в 1905 году супругами Фаней и Йегудой-Лейбой Метман-Коэн, приехавшими в Палестину из Одессы.

Это было первое во всем мире учебное заведение, в котором системное преподавание велось на иврите.

В первый год в ней было всего 17 учеников.

После ряда переездов усилиями жителей района Ахузат-Байт в 1911 (Тель-Авив существует с 1910) для гимназии построили просторное помещение, и она быстро стала популярной: в ней уже насчитывалось 9 классов и 200 учащихся.

Тогда же она получила название "Герцлия" в честь Теодора Герцля.

 

Многие выпускники "Герцлии" стали видными политическими, общественными, научными и культурными деятелями нашей страны.

Среди них: Моше Шарет, второй премьер-министр Израиля, Министр науки Израиля ученый-физик Юваль Неэман, мэр Тель-Авива Рон Хульдаи (в 90-ых годах он 6 лет проработал директором гимназии), лауреаты Премии Израиля - крупнейшие поэты Авраам Шленский и Натан Альтерман, писатель Арон Мегед, выдающийся художник Нахум Гутман, чьи картины сохранили образ снесенного здания гимназии, скульптор Ицхак Данцигер и многие другие.

 

Актуальная и сегодня проблема подготовки высококачественных педагогических кадров стояла в начале прошлого столетия исключительно остро.

В 1903 году был создан "Союз еврейских учителей в Палестине", который выработал первую учебную программу для начальной школы.

Подготовку учителей впервые в Эрец-Исраэль осуществляло благотворительное общество "Эзра". Свою деятельность "Эзра" начало с того, что открыло школы и детский сад. Затем выпускники школ по своему усмотрению выбирали для своей будущей карьеры коммерцию или педагогику и оставались преподавателями в школах или детском саду.

Постепенно "Эзра" с помощью "Ховевей Цион" и ЕКО (Еврейское Колонизационное Общество) открыла 27 своих школ в различных поселениях региона. Но ее просветительская деятельность была связана с распространением немецкого языка и натолкнулась на острое противодействие сторонников иврита.

Конец этому противостоянию положила Первая мировая война, закончившаяся поражением Германии и введением британского мандата в Палестине. Первый в Палестине Учительский Институт основал в 1913 г. выходец из Белоруссии Нисан Туров. Он собрал вокруг себя лучших педагогов, и они сообща разрабатывали учебные планы и программы, писали и издавали учебники, которые долго не устаревали и служили поколениям учащихся. Некоторые соратники Н.Турова стали учредителями Общества учителей иврита - первого учительского объединения в стране.

 

Сеть национальных школ на иврите включала уже 3600 человек. Этот процесс привел к тому, что и религиозное еврейское население предпочитало обучение на иврите тем школам, где преподавание велось на языке идиш.

В свете этих тенденций открылась ивритоязычная школа "Текемони" при поддержке религиозного движения Мизрахи, а училище раввина Нафтали Херца Халеви при школе "Шаарей Тора" им. раввина Кука осуществляло важный профессиональный эксперимент: изучение ТОРЫ сочеталось с обучением ремеслам и техническим дисциплинам.

Был также создан фундамент для будущих учреждений высшего образования в регионе. Основаны научные общества медицинского и биологического профиля. В 1910-х годах заложены основы Техниона в Хайфе и Еврейского университета в Иерусалиме. Огромный вклад в дело высшего образования в стране внес Хаим Вейцман.

Научно-педагогические подходы, принципы, идеи, прогнозы, методы и приемы обучения тех, кто стоял у истоков современной системы образования в нашей стране, оказались очень плодотворными, во многих случаях самобытными и новаторскими, и послужили прочной основой для тех педагогов, кто шел и ныне идет по их пути.

 

Далее выступила внучатая племянница Йосефа Виткина, одного из первых учителей Эрец-Исраэль. Ее доклад "Архив Виткиных - Шапиро" вызвал большой интерес у слушателей, он тоже сопровождался неизвестными иллюстрациями.

Лара Цинман продолжила традицию своего отца сохранения семейных связей и документов, тесно переплетенных с историей еврейского народа.


выступает Лара Цинман
выступает Лара Цинман

 

Корни семьи Виткиных-Шапира уходят в середину XIХ века. Шимон Виткин был увлечен идеями Ховевей Цион и издал в Вильне две книги на иврите, находящиеся в университетских библиотеках Израиля.

Он, несомненно, оказал большое влияние на своего сына Йосефа Виткина, приехавшего в возрасте 21 года в Палестину в 1897 г. и ставшего выдающимся учителем, провозвестником Второй алии и одним из основателей рабочего движения. Помимо исторических документов и личных писем Йосефа Виткина, хранящихся в различных архивах и опубликованных в книгах и газетах, в семейном архиве сохранились письма сестры Йосефа, Сары Виткиной, на русском языке, проливающие свет на многие семейные и исторические события. Семейные материалы вошли в биографию Виткина, изданную Шуламит Ласков в 1986 г.

Ветвь семьи Шапира сплелась с ветвью Виткиных через брак сестры Хаима Авраама Шапира и Шимона Виткина.

Хаим Авраам Шапира, дедушка Лары Цинман, будучи глубоко религиозным человеком и большим знатоком Талмуда, не оставлял надежды переехать из Могилева на Святую Землю. Это сквозит из многих страниц уникального дневника, написанного им на иврите, многие фрагменты которого были привезены в Палестину его племянницей. Они охватывают период с 1873 по 1917 гг.

Старший сын Хаима Авраама, Йосеф Шапира, дезертировав из царской армии во время службы в Севастополе, добрался в 1904 г. до Палестины и поселился в Верхней Галилее, где осваивал первые земледельческие поселения, девизом которых было возвращение евреев к крестьянскому труду. Вместе с женой, Сарой Виткиной, он был одним из основателей мошава Тель Адашим, занимался разработкой различных форм кооперации. Относился с благоговением к памяти Йосефа Виткина, ушедшего из жизни молодым, при каждой возможности публиковал статьи о нем.

В последние 10 лет своей жизни он вел "Альбом", который представлял собой гибрид мемуаров, дневника, фотоальбома с добавлением вклеенных вырезок из газет, писем от родных, друзей, рисунков детей и внуков. Осознав необыкновенную ценность этого Альбома, просканировав все фотографии и напечатав все тексты, Лара Цинман распространила компьютеризованные экземпляры среди потомков Виткиных-Шапира.

Это эпопея жизни типичной во многом семьи, принесшей в жертву свое личное благополучие. Лишь внукам и правнукам удалось получить высшее образование, они нередко обращаются с благодарностью к памяти предков, которые сохранили еврейскую традицию в сочетании с сионистскими идеями и стояли у истоков строительства Израиля.


выступает проф. Реувен Энох
выступает проф. Реувен Энох

 

Проф. Реувен Энох, директор института по исследованию еврейских общин Кавказа и Средней Азии Ариэльского университета, покорил аудиторию интересным и ярким докладом "Неожиданная алия из советской Грузии в 1925 году".

В этом году маленькая группа евреев из Грузии совершила алию в Эрец-Исраэль под руководством двух замечательных деятелей сионистского движения Давида Баазова и Натана Элиашвили.

Первый из них более или менее известен, а об Элиашвили фактически никто не вспоминает, а самые достоверные сведения об этой "неожиданной алие" мы получаем именно у Элиашвили, неожиданной потому, что, как известно, в те времена советские власти не поощряли алию, а этим деятелям удалось убедить правительство советской Грузии в создавшихся условиях дать свое согласие на выезд группы грузинских евреев. В докладе рассмотрены предпосылки такого решения. Остается открытым вопрос, сколько семей совершили алию. В докладе рассмотрены разные мнения на этот счет. Предполагалось, что вообще должны были уехать около двухсот семей, но советские власти не позволили продолжение алии.

В Эрец-Исраэль новоприбывшие оказались не в самых лучших условиях, что привело к личным человеческим трагедиям, в том числе и самого Н.Элиашвили. В докладе ставится вопрос о том, что эта малоизученная глава истории советского еврейства достойна дальнейшего углубленного изучения.

 

Хочется подчеркнуть, что конференция вызвала большой интерес в нашей стране не только у специалистов, а также у интересующихся историей еврейского народа, нашего государства, своими корнями. Приехали наши коллеги из Гедеры (Ассоциация "По следам билуйцев"), Иерусалима, Ашдода, Бней-Аиша, Кирьят-Экрона, Лода, Нес-Ционы, Ришон ле-Циона, Петах-Тиквы, Хайфы и других мест. В зале заседания свободных мест не было. Был фильм о первопроходцах, были песни, которые они пели, был дух преемственности поколений.

 

Нашей приятной обязанностью является выражение благодарности сотрудникам института Вейцмана Любе Викански, Малке Баркан, Ольге Штейн, д-ру Алексу Хенкину, а также Ларе Цинман, д-ру Нелли Портновой, Иоси Бирнбоиму, д-ру Аделе Розенштрах, д-ру Диане Губатовой и Почетному члену нашего Дома ученых и специалистов Герцу Финкенбергу.

Юлия Систер    

 

O Конференции, посвященной 130-летию Первой алии

Обсудить на форуме

 


 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.