автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота

 

ноябрь, 2015 г.

 

Проф. Нина Сегал-Рудник

Еврейский университет в Иерусалиме

 

Слайды презентации к докладу или заинтересованные в получении слайдов доклада на свой ПК или планшет могут обратиться по электронному адресу: yakoviov@gmail.com

 

Взрыв и визуальная картина мира
Тезисы

 

1. Проблема образования и возможных трансформаций визуальной картины мира непосредственно связана с понятием "семиосферы" или семиотики культуры, предложенным Ю.М. Лотманом (1922 - 1993), одним из основателей Московско-Тартусской семиотической школы (вместе с В.Н. Топоровым и Вяч. Вс. Ивановым). Термин "семиосфера", созданный по аналогии с биосферой, ноосферой и проч., означает наполненное иконическими знаками пространство духовного и материального человеческого наследия. Мы допускаем, что знак - icon понимается во всем многообразии представлений о возможностях соотношений между денотатом и сигнификатом, означаемым и означающим, планом содержания и планом выражения, от идей Чарльза Пирса (Charles Peirce) до представлений Умберто Эко. Вопрос о том, каким образом структурировано сформированное этими знаками пространство культуры, какова его динамика, как строятся его взаимоотношения с другими сферами человеческой и природной деятельности, является одним из наиболее существенных в науке XX - начала XXIвв. В этой связи возникает целый ряд актуальных проблем, например, следующего порядка: можно ли сегодня полагать, подобно Генриху Риккерту, что духовная культура является отдельным, замкнутым миром внутри Вселенной, или следует рассматривать ее как интегральную часть Вселенной? В последнем случае возникает вопрос, следует ли думать, что семиосфера взаимодействует со Вселенной и подчиняется законам ее развития и существования, во многом еще нам неизвестным. Тогда следует признать, что проблема дискретности // континуальности (сукцессивности) столь же актуальна для сферы культуры, как и для математики, физики, нейрофизиологии, когнитивной психологии и др. Столь же актуальным является вопрос о процессуальности семиосферы. Идея Давида Бома (David Joseph Bohm) о голографической модели Вселенной, возникшая первоначально в квантовой физике, как известно, повлияла впоследствии на формирование концепции нейропсихолога Карла Прибрама (KarlH. Pribram) о существующем подобии между голограммой и структурой человеческого мозга. Справедливо задаться мыслью об актуальности модели голограммы и для сферы культуры. Сфера культуры представляется тогда частью некоего общего потока, напоминающего о потоке Гераклита, а не структурой принципиально иной, более консервативной, дискретно организованной. Положения философии процесса (Alfred Whitehead, Bertrand Russel), теория сингулярностей и теория катастроф (Rene Thom) с 1960-х гг. стали частью теории культуры, литературы и лингвистики.

 

2. В рамках этих достижений точных наук Ю.М. Лотман выдвинул идею о том, что механизм взрыва является фундаментальным двигателем культурной истории, особенно актуальным для русской культуры. Взрыв понимается как метафора, обозначающая процесс внезапного разрушения границы стабильной семиосферы, который ведет к нарушению/разрушению семиотической внутренней упорядоченности системы, ее трансформации и обновлению под влиянием действия внутренних и внешних сил. Очевидно, что и визуальная картина / картины мира, существующие в культуре, возникают в результате действия законов взрывных процессов. "Русская культура осознает себя в категориях взрыва", - писал Лотман в своей последней работе "Культура и взрыв", вышедшей в свет в 1992 г. и носящей, помимо прочего, несомненный отсвет бурного времени перестройки и распада Советского Союза. Причина взрывного характера течения русской истории - ее бинарность в противопоставлении западной тентарности (ср., например, оппозиции "самодержавие - народ", "помещики - крепостные", "ад - рай" в православии versus "ад - чистилище - рай" в католицизме и др., см. по этому поводу работы Лотманы и Б.А. Успенского). Метафора взрыва понимается Лотманом как часть описываемого объекта, механизм развертывания русской истории и культуры и одновременно категория осознания ею самое себя. Такие взрывы - сотрясения, как церковный раскол, реформы Петра I, русские крестьянские войны и русские революции возникают в результате взрывов в системе бинарных аксиологических оппозиций, ср., например, понятие закона в римском праве ("Duralex, sedlex"; "Fiatjustitiaetpereatmundus"), ставшем основой всей западной юриспруденции, и представление о законе в России ("Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло", "От сумы да от тюрьмы не зарекайся"). Здесь закону противопоставляются понятия везения, сметки, силы фатума и упования на милосердие вершителей правосудия. Эти представления формируют многочисленные визуальные картины вершения правосудия в русской литературе, ср., например, использование визуального ряда картины В.Л. Боровиковского "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (на фоне Кагульского - Румянцевского обелиска)" (1800 - 1801) в "Капитанской дочке" Пушкина, вызывающего, в свою очередь, представление об оппозиции к ряду живописных полотен, представляющих Екатерину как олицетворение закона, таких, как картина Д.Г. Левицкого "Екатерина - законодательница в храме Правосудия" (1783).

 

3. Взрыв - метафора события, которое можно понимать как точку сингулярности. Теория Лотмана, в отличие от представлений Ж. Делеза и Ж. Деррида, представляет функцию ее описания, связанную с временной и пространственной последовательностью: ситуация "до" взрыва - взрыв - ситуация "после" взрыва, ср. приводимый им пример из стихотворения А. Блока "Художник" (1913):

 

"Длятся часы, мировое несущее.

Ширятся звуки, движенье и свет.

Прошлое жадно глядится в грядущее.

Нет настоящего. Жалкого - нет".

 

Подобный момент временного напряжения во все расширяющемся континууме есть событие, пик которого - взрыв: вспышка, озарение, вдохновение и в результате возникновение образа или текста. Событие представляется интегральной частью исторической и культурной последовательности, в которой индивидууму принадлежит решающая роль, ср. большие культурные эпохи, которые начинаются со взрыва в семиосфере отдельного культурного пространства и формирования в нем новых структур, распространяющихся затем в разных направлениях пространства (в разные страны), где также возникают сходные визуальные картины, ср. локус Флоренции и его функцию в эпоху Ренессанса, возникновение классицизма во Франции, немецкий романтизм.

 

4. Проблематичность термина "взрыв", предложенного Лотманом применительно к семиосфере, заключается в ассоциации с BigBang, атомным взрывом, войной и разрушениями. Взрывы такого рода также могут формировать визуальную картину мира в произведениях искусства, ср., например, фильм "Dr. Strangeloveor: How ILearnedto Stop WorryingandLovetheBomb" (реж. Stanley Kubrick, 1964) и историю с гипотетическими кадрами атомного взрыва в конце фильма "Бриллиантовая рука" (реж. Л. Гайдай, 1968). Однако более точными терминами являются понятия "сдвига", закон "единства и тесноты стихового ряда", предложенные русскими формалистами, в частности, Ю.Н. Тыняновым. Лотман развивает эти идеи, анализируя проблему взаимоотношения текста мира как усвояемого языка и культуры, точнее, различных культур, как усваивающего языка. Сложность взаимодействия языков и культур сравнивается им с дорогой через минное поле. Столь же важно задуматься о проблеме интерференции языков (В.Ю. Розенцвейг), о работе интерферентных структур в человеческом мозге и получение положительных или отрицательных результатов (ср. поведение людей в ситуации двуязычия и случаи Эзры Паунда, И. Бродского, Л. Гольдберг или Рахель).

 

5. Взрыв и визуальная картина мира, возникающая как его следствие, связаны с ситуацией неопределенности, в которой происходит выбор групповой и выбора абсолютно индивидуальный. Искусство позволяет увидеть разные картины мира как результат эксперимента по взаимодействию разных языков и разных культур. Совокупность языков / культур в индивидуальном сознании художника вызывает нарастание тесноты культурного ряда, в результате могущее привести к возникновению "взрыва" - принципиально нового образа. Анализ взаимодействия эволюционного (линейного, стадиального, постепенного), циклического (календарного) и эксплозивного (внезапное нарушение границ) чрезвычайно важен в этом случае, см. разбор очерка Вячеслава Иванова "PontduGard"в моей статье "Изображение циклического и эксплозивного и римская тема у Вячеслава Иванова", в которой возникновение образа знаменитого акведука рассматривается как результат процесса "нарастания тесноты культурного ряда" в тексте за счет отсылок к "Географии" Страбона, Руссо, Гете, Стендалю и Дюма. Возникновение индивидуальных и групповых визуальных картин мира рассматриваются в докладе на фоне возможностей, предоставляемых такими литературными течениями, как символизм и постсимволизм, при этом сравнивается развитие "римской темы" у Вяч. Иванова и ее воздействие на творчество Б. Пастернака, в частности, на стихи в романе "Доктор Живаго". Сам роман анализируется как один из ярких примеров изменения визуальной картины миры на фоне понимания самим автором, что он приводит в действие своего рода "взрывное устройство" путем реализации замысла в "заветный текст" и его публикацией на Западе. Наррация для Пастернака становится способом переживания взрывной эпохи в жизни целой страны, "встраиванием" российской истории и литературы в такую линейно-эволюционную мировую перспективу, в которой предусмотрено другое будущее России. Эта пастернаковская и одновременно постсимволистская визуальная картина мира после всех революционных и военных взрывов и потрясений является одновременно индивидуальной и групповой, ср. многочисленных почитателей Пастернака и его романа "Доктор Живаго", в том числе о. Александра Меня и последователей пастернаковского христианства. Различные нарративные и поэтические техники используются художниками самых разных направлений для создания других историко-культурных перспектив в творимых ими визуальных картинах мира, ср., например, футуристическую технику В. Хлебникова в поэме "Зверинец".

 

6. Подводя итоги, необходимо сказать о том, что существует определенная амбивалентность в понимании термина "визуальная картина мира" по сравнению с идеями Лотмана. Не смотря на принадлежность понятий "взрыв" и "визуальная картина мира" к одной и той же области культурного семиозиса, понимаемого как процесс динамического изменения знаковой структуры культуры, необходимо обратить внимание на "островки статики" в этой континуальной модели. Изменение визуальной картины является одновременно очень консервативным процессом, ср. с "глобальной картиной мира", изменяющейся крайне медленно, и радикальным. Человеческая память, зрительный аппарат, восприятие ограничены, однако каждому из нас очевидно все большее их расширение, которое происходит за счет неуклонно ускоряющегося познания мира, ср. путь от эпохи географических открытий до современных суперкомпьютеров с их визуальными возможностями. Отдельному индивидууму, казалось бы, свойственно представление об одном хронотопе, связанном с его пребыванием в пространстве и времени, в лучшем случае в мире, а иногда и в истории, но человек знает и о существовании множества других хронотопов, о возможности их визуального представления и их аналитического сопоставления в науке и в искусстве (ср., например, образ Равенны у Данте или у Г. Климта). Сочетание естественных и технических наук с гуманитарным знанием в индивидуальном образовании вместе с такими, опять-таки индивидуальными, особенностями, как обучаемость, эрудиция, скорость в овладении знаниями, гибкость переходов от спецификации к глобальному взгляду, дают в результате возможность анализа динамических хронотопов как основы научного и историко-культурного процессов. Речь идет о возможностях анализа визуальной картины мира, образующейся в результате динамизации семиотического порядка отдельной семиосферы, образования в ней "взрывных" или культурно-напряженных областей с точками бифуркации, в результате приводящих к изменению - "взрыву" системы в целом. Столь же важным представляется поиск дополнительных сил, придающих устойчивость такой системе, как визуальная картина мира, и обеспечивающей ее долговременное функционирование.

 

-------------------------------

1 Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство - СПб, 2000, с. 149.
2 Зенкин С. Континуальные модели после Лотмана // НЛО. 2009. № 98 http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/ze7.html
3 Франк Сузи К. Взрыв как метафора культурного семиозиса // НЛО. 2012. № 115 http://www.nlobooks.ru/node/2251
4 Сегал-Рудник Н.М. Изображение циклического и эксплозивного и римская тема у Вячеслава Иванова. - В кн.: Взрыв и культура: славянский мир. - М.: Наука (в печати)
5  Сегал (Рудник), Нина. "Зверинец" В. Хлебникова: слово и изображение // TorontoSlavicQuarterly. 2011. № 35. http://sites.utoronto.ca/tsq/35/tsq35_segal.pdf
6  Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность М. Пинусу за указание в обсуждении доклада на лишь кажущуюся бинарной российской исторической системы, на деле оказывающейся как минимум тентарной вследствие действия третьих силовых компонентов, таких, например, как страх.



Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.