English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Культурный центр
Oтдела Aбсорбции
Программа
мероприятий
Культурного центра отдела абсорбции

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Статьи:
----------------
 
 
Архив
 
Дом ученых и специалистов Реховота

 

март 2014

 

Содомское яблоко: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Доктор Берта Лерман (Хайфа)

 

В растительном мире современного Израиля представлены многие виды деревьев и кустарников, которые издревле произрастали в диком состоянии на территории нашей страны. Эти растения ныне принято называть аборигенными или библейскими. По различным климатическим зонам Израиля, а их насчитывается девять, отдельные виды аборигенов распределяются избирательно. В таких лесистых зонах, как Самария и Галилея, Иудея, горный хребет Кармель и гора Гильбоа, встречаются оливковые и рожковые деревья, иерусалимская (аллепская) сосна, стиракс лекарственный, дубы различных пород, а также иудино дерево, миндаль и кипарисы. В зоне пустынь, занимающих в Израиле огромную площадь, растительность довольно скудная, и здесь представлены, в основном, финиковая пальма (в оазисах), пустынная акация, а также кустарник по названию "Содомское яблоко" - загадочное растение с обманчивыми плодами. Из всех представителей аборигенной флоры Израиля именно это растение до сих пор остается наименее известным для наших репатриантов.

Содомское яблоко - одно из тех многих растений, о существовании которых до репатриации в Израиль в 2001 году я даже и не подозревала. Да что там содомское яблоко! До самой перестройки я, как и многие евреи из бывшего Советского Союза, вообще мало что знала об истории еврейского народа и о древних легендах, изложенных в ТАНАХе, а также соответственно в Библии. Свою полную неосведомленность в том, что казалось необходимым знать любому образованному человеку, я впервые осознала во время посещения проходившей в Москве в 1955 году выставки шедевров Дрезденской картинной галереи. Многие из представленных на ней картин были на неизвестные нам библейские сюжеты, и только с некоторыми из них мне случайно довелось познакомиться гораздо позднее. Так, в 1978 году я посмотрела в Москве в Театре кукол Сергея Образцова спектакль "Божественная комедия", а затем с большим удивлением узнала, что это был иронический пересказ библейских сюжетов о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы. И уже в годы перестройки настоящим открытием для меня стало услышанное по московскому радио повествование о казнях египетских, которое я, пропустив начало передачи, приняла вначале за какое-то художественное произведение, а позднее узнала, что это был фрагмент библейского сюжета об исходе евреев из Египта.

О плодах содомского яблока, которые, кстати, носят то же название, что и само растение, мне впервые довелось услышать вскоре после репатриации, когда в Хайфе я стала посещать курсы по изучению иудаизма. На одном из занятий нас познакомили с событиями, которые происходили около 5-ти тысяч лет назад во времена праотца Авраама. Его племянник Лот, отделившись от дяди, раскинул свои шатры в окрестностях города Содом (Сдом). Жители этого города были злы и, согласно мидрашам (комментарии к Торе), развлекались тем, что угощали путников какими-то плодами, по виду похожими на аппетитные яблоки. Однако, когда путники пытались их надкусить, они с шумом лопались словно нынешние воздушные шарики. Поскольку в период с 1-го до ХХ веков новой эры известные писатели упоминали об этих плоды только в мифах о гибели древних городов Содом и Гоморра, могло показаться, что само содомское яблоко давным-давно затерялось где-то в веках и раскаленных солнцем песках. Однако, как оказалось, это растение не только из древних мифов. Лично для меня они обернулись реальностью, когда несколько лет назад в случайном разговоре я неожиданно узнала, что содомское яблоко растет в Израиле вблизи Мертвого моря, и это растение можно увидеть в Ботаническом саду заповедника Эйн-Геди.

Нисколько не сомневаясь в том, что уникальное содомское яблоко растет только в Эйн-Геди, я какое-то время размышляла, как же добраться до этого неблизкого от Хайфы места. И вот, наконец, подходящий случай представился, когда вместе с приятельницей я отдыхала на Мертвом море в отеле "Оазис", расположенном в курортной зоне Эйн-Бокек. Для посещения Эйн-Геди лучшим вариантом для нас была бы организованная экскурсия. И в один прекрасный день мы попытались навести соответствующие справки в ближайшем Турбюро, благо до него, как говориться, было рукой подать - предстояло лишь пересечь главную улицу курорта, а затем небольшой скверик. В нем-то мы и заприметили какой-то необычный кустарник. В нижней его части были видны хаотично изогнутые и переплетающиеся светло-коричневые стволики, а повыше - зеленые ветви с блестящими мясистыми листьями, между которыми прятались плоские соцветия, состоящие из многих цветков лазоревой окраски. Как только мы вошли в Турбюро и объяснили цель своего визита, сотрудница сказала, что ехать нам никуда не надо, так как содомское яблоко перед нами и, подойдя к окну, указала на тот самый кустарник, который мы только что заприметили. Позднее, прогуливаясь вдоль главной улицы курорта, мы увидели наряду с другими декоративными деревьями также несколько таких же кустарников.

Удивительное содомское яблоко так меня заинтриговало, что я попыталась узнать о нем как можно больше и надеюсь, что представленная ниже информация будет интересна для всех неравнодушных к природе Израиля, а также привлечет к этому растению внимание тех, кто пока еще не подозревает о его существовании.

У растения, которое на русском языке именуется как содомское яблоко, есть немало других названий. Ботаники знают его как Калотропис высокий, что на латыни Calotropic procera. Его современное название на иврите арар (ערער), а другое - птилат-а-мидбар (פתילת המדבר), что в переводе на русский означает фитиль пустыни. В ТАНАХЕе растение упоминается как содомский виноград или содомская виноградная лоза, а ее плоды - как ягоды.

Содомское яблоко - вечнозеленый кустарник высотой до 6 м. Это типичный эндемик, поскольку растет только на Ближнем Востоке и встречается в самых жарких и засушливых местностях Израиля, Объединенных арабских эмиратов и в Северной Африке.

Ботаники считают содомское яблоко суккулентной лианой и относят к подсемейству ластовневых, которое входит в семейство кутровых. Как у всех растений, собирающих воду в своих листьях и стеблях, у содомского яблока крупные мясистые листья: они без черешков, круглые и покрыты сизоватым восковым налетом. Цветет растение большую часть года, а собранные в соцветия цветки очень красивы - в раскрытом виде они похожи на развернутые кверху фарфоровые колокольчики с резными краями: снаружи они матово-белые, а изнутри лиловато-пурпурные. Одновременно с цветками между листьями можно видеть недозрелые и зрелые плоды, висящие как у винограда гроздьями, в каждой по три-четыре штуки.

Хотя плоды содомского яблока по форме напоминают яблоки, они полые и внутри у них вместо мякоти только семена, волокна и воздух, который поддерживает тонкую кожуру. По сфере плода как меридиан проходит жилка (боковой шов), к которой крепится сетчатая перегородка, а на ней, в свою очередь, держатся тонкие шелковистые волокна с семенами на концах. При созревании плод растрескивается, семена-летучки рассеиваются, тогда как недозрелый плод при нажатии с треском лопается и в руках остаются лишь остатки кожуры и волокна с семенами. И как тут не сказать что эти плоды - сплошное надувательство. И еще интересно отметить, что если в древности свое название растение получило за сходное с виноградом расположение плодов, то современное название отражает их внешнее сходство с яблоками.

Ботаники рассматривают содомское яблоко не только как суккулент, но также как типичный представитель ваточников - растений, у которых созревшие семена, как бы укрытые нежным пухом, находятся в сухой коробочке.

Классическим примером ваточников является хлопчатник, однако известно немало других растений такого типа и одним из них является хоризия - крупное листопадное дерево, которое, кстати, украшает улицы израильских городов и в том числе и Хайфы. Отметим, что известно множество различных растений- суккулентов, однако растений-ваточников значительно меньше. И, вероятно, только такую ботаническую диковинку как содомское яблоко можно отнести как к суккулентам, так и к ваточникам.

У содомского яблока есть еще одна особенность - все части растения содержат ядовитый млечный сок-латекс. Упоминания об этом имеется в Торе. Так, в песне, которую Моисей изрек перед собранием израильтян, дается такая характеристика врагов:

"…виноград их от виноградной лозы содомской и с полей гоморрских: ягоды их ядовитые, гроздья их - горькие, вино их - яд дракона и гибельная отрава аспидов" [Второзаконие 32: 32-33].

Ядовитым млечным соком содомского яблока в древние времена смазывали свои стрелы охотники, а у некоторых африканских народов сок находил применение для ферментации молока при изготовлении сыров. В народной медицине этот сок известен как вспомогательное средство при извлечении колючек и шипов.

Сок содомского яблока применялся при выделке кож, которым он придает шелковистость, а также уничтожает неприятный запах. Когда-то из волокон и семян этого растения изготавливали свечи, а бедуины крутили фитили для масляных ламп. Отсюда и одно из названий содомского яблока - фитиль пустыни. В Израиле из-за ядовитости растения использование его в этих целях запрещено и в то же время этот сок находит применение как лекарственное средство: в традиционной медицине он эффективен при лечении некоторых кожных заболеваний, а в гомеопатии - при проблемах со сном и высокой раздражительности. Само содомское яблоко включено в каталог лекарственных растений Израиля и его культивируют для получения лекарственного сырья. Кроме того, этот сок входит в состав некоторых современных косметических кремов. А в последние годы содомское яблоко становится все более востребованным и как декоративное растение.

В весьма отдаленные от нас исторические эпохи загадочное растение с обманчивыми плодами называли по-разному, но все же современное название, также как и часть бытовавших некогда, имеет четкую "привязку к местности", а именно к древнему городу Содом. Это согласуется с тем, что повествуется в мидрашах: содомяне были хорошо знакомы с плодами растения и зачастую "угощали" ими не ожидавших подвоха путников.

Во времена Авраама город Содом, а также соседние Гоморра, Адма, Сероим и Сигор (так называемое Пятиградье) слыли городами с "нехорошей репутацией". В Торе повествуется, что жители Содома были злы и грешны перед Богом, к нему поступали жалобы и, убедившись в очередной раз в отсутствии в городе таких же праведных людей как Лот и члены его семьи, "Господь пролил с неба дождем серу и огонь и таким образом перевернул города Содом, Гоморру, а также Адму и Сероим и всех их жителей, пощадив только город Сигор " [ Бытие 19 : 24,25]

 

 

Так чем же жители Пятиградья навлекли на себя такой страшный гнев Бога? Из мидрашей известно, что в те далекие времена они были самыми богатыми на Ближнем Востоке. Почвы в тех краях были очень плодородными, весь край был цветущим садом, к тому же в недрах имелись запасы золота, серебра и драгоценных камней. Пятиградье выгодно располагалось на пересечении торговых путей, пролегавших между Аравией, Египтом и другими регионами Ближнего Востока. Однако жители этих городов были чрезвычайно жадными и порочными. Они так рьяно охраняли свое имущество, что преступали все границы разумного и, кроме того, были печально известны своей жестокостью. Они нападали на караваны, грабили и убивали путников и, к тому же, не пускали в свои земли чужеземцев. А если те оказывались в городе, то позволялось максимально их унизить, наказать за то, что осмелились войти и воспользоваться гостеприимством горожан. Содомяне отличались крайней моральной деградаций и порочностью. В наше время под этим обычно подразумевают гомосексуализм, который в те времена действительно был распространен на всем Ближнем Востоке, однако именно в Пятиградье это извращение приобрело форму сексуального насилия над чужеземцами. Так, в Торе описывается, как местные жители, собравшиеся возле дома Лота, требовали, чтобы Лот вывел к ним двух ангелов, которых они "хотели познать". И все же самыми страшными грехами содомян принято было считать их крайнее негостеприимство, неприятие всякого милосердия и сострадания. Примечательно, что все это было узаконено и неукоснительно исполнялось. Так, в свод законов входили такие положения, как обязанность судей добиваться, чтобы всякий странник покидал страну без гроша в кармане, а также приговаривать к смертной казни тех местных жителей, которых видели дающими воду страдающему от жажды или хлеб нищему. На фоне таких драконовских законов простой детской шалостью может показаться то, что содомяне "потчевали" путников обманчивыми содомскими яблоками.

Даже по понятиям своих современников, которые вовсе не были большими гуманистами, содомяне и их соседи были законченными злодеями без надежды на исправление и поэтому неудивительно, что за городами Пятиградья закрепились такие названия как греховные, растленные и проклятые. Содом и Гоморра вошли в историю как города, в которых были извращены все моральные принципы и понятия. Об этом еще в YI веке до новой эры от лица Бога так говорил пророк Иехезкиэль : "…и вот в чем было беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала и возгордились они, и делали мерзости перед лицом моим и увидев это, я отверг их" [ Иез. 16 : 49-50]. О том же в I веке писал известный еврейский историк Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские древности". "…Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомяне в это время стали относится свысока…., перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись, Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость , разрушив их города и настолько опустить их. Господь поразил город огненными молниями, сжег вместе с жителями и опустошил всю местность" [1].

В наше время историческая достоверность древней легенды о гибели Содома и Гоморры нашла свое подтверждение, Об этом событии повествуют относящиеся к 3-му тысячелетию до новой эры записи, сделанные клинописью на глиняных дощечках и датируемые 2400-2250 гг. Они были обнаружены в 1975 году в сирийском городе Эбл.

Точное местонахождение древних городов, входивших некогда в Пятиградье, до сих пор так и не установлено, и это не дает покоя археологам, которые уже немало лет ведут поиски в окрестностях Мертвого моря. Однако гибель Содома и Гоморры все еще остается одной из великих загадок Всемирной истории.

Не довольствуясь изложенной в Торе версией божественной кары проклятых городов, современные историки выдвинули ряд гипотез, которые основываются на предположении о возможной гибели этих городов в результате какого-то природного катаклизма. И это вполне вероятно, так как эти города находились буквально на пороховой бочке - в сейсмоопасной зоне Сирийско-Африканского разлома, да еще вблизи залежей серы, а также в районе возможного выхода на поверхность метана и других горючих углеводородов. Такой катаклизм мог быть как локальным, вызванным землетрясением или извержением вулкана, так и глобальным, происшедшим в результате падения метеорита с последующими землетрясением и извержением. В пользу последней версии свидетельствуют произошедшее в ту эпоху резкое изменение климата на всем Ближнем Востоке, превращение некогда плодородных земель в пустыни и гибель многих древних городов.

И все же с исчезновением древнего Содома его название не исчезло с карты окрестностей Мертвого моря.

Гора Сдом - так обозначен на карте Израиля мощный соляной хребет, имеющий в длину 11 км и в ширину 3 км. Ужасное бедствие, постигшее 5000 лет назад древние города Содом и Гоморру, оставило глубочайший след в многовековой памяти человечества. Со временем это описанное в ТАНАХе событие обросло мифами, в которых важное место заняло такое загадочное растение как содомское яблоко. Так, веками бытовало мнение, что именно это растение является свидетелем той катастрофы и хранителем памяти о ней. Плоды содомского яблока стали восприниматься как "плоды пепелища", поскольку, когда их срывают, они якобы превращаются в пепел и, более того, в них якобы сохраняется пепел разрушения. И еще бытовало мнение, что Бог специально создал содомские яблоки для того, чтобы напоминать людям о печальной судьбе Содома и Гоморры и служить подтверждением древних легенд. Вот как писал об этом Иосиф Флавий в своей книге "Иудейская война": "Еще теперь существуют следы ниспосланного богом огня. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их руками, они превращаются в прах и пепел.

Таким образом, древние сказания о Содомской земле подтверждаются наглядно." [2].

Иосиф Флавий писал эти строки в 1-ом веке новой эры, а гораздо позднее - в середине века Х1Х-го - той же мифической версии о превращении содомских яблок в пепел придерживался, по-видимому, и американский писатель Герман Мелвилл. После посещения Галапагосских островов, где почва покрыта пеплом некогда действовавших вулканов, в своей повести "Энкадантадас или очарованные острова" он писал: " Содомские яблоки, обратившиеся в прах после прикосновения к ним, вот чем кажутся эти острова". А спустя еще полвека американский историк Эдвард Робинсон после своего путешествия по Палестине фактически пересказал тот же миф, но без :упоминания о превращении содомских яблок в прах и пепел : "Содомское яблоко - это необычное дерево, которое многие путешественники якобы видели на месте Содома и Гоморры. Есть сегодня живое свидетельство, которое каждому говорит о Содоме и Гоморре и проблеме греха".

Любопытно, что и поныне содомское яблоко оправдывает такие определения как загадочное и таинственное. И дело, по-видимому, в том, что в ближневосточной флоре содомское яблоко является единственным растением-ваточником и к тому же его несъедобные плоды напоминают настоящие яблоки. Во всяком случае, сложившиеся еще в глубокой древности мифические представления о внутреннем содержимом этих плодов не изжиты полностью до сих пор. И в наши дни их зачастую называют яблоками, у которых внутри труха или пыль, а также просто гнилыми яблоками или яблоками с гнильцой, а то и с гнилой сердцевиной. И, как это ни удивительно, но появляются и совсем "свежие" мифы. Так, в Израиле среди русскоязычных репатриантов стало бытовать мнение, что содомское дерево ничто иное как анчар. Вряд ли кто-то из нас видел это дерево своими глазами, но зато, как выяснилось, все мы прекрасно помним знаменитое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Анчар". Поэт опубликовал его в 1828 году, а это были те годы, когда в европейской прессе появились сенсационные сообщения, в которых ядовитость анчара была сильно преувеличена. В наше время доподлинно известно, что это высокое (до 40 м) дерево произрастает в тропических лесах на островах Ява, Фиджи, Филиппины и других, где температура держится круглый год в пределах 28-32°С, а влажность - 75-95%. Анчар действительно ядовит, но не настолько, чтобы с его ветвей капал яд, а приближающиеся к нему люди погибали. Дерево это принадлежит к семейству тутовых, произрастает во влажных тропиках, не является ни суккулентом, ни ваточником. Так что содомское яблоко и анчар - совершенно разные растения и, кроме ядовитости, иного сходства у них нет. А вот повод к тому, чтобы мы вспоминали об анчаре в связи с содомским яблоком, дал сам поэт, легко переместивший анчар из влажных лесов далеких островов в раскаленную солнцем ближневосточную пустыню. И такова сила искусства, что всего лишь эта поэтическая вольность привела к появлению еще одного мифа, пополнившего богатую коллекцию древних мифов, которые числятся за содомским яблоком.

Обманчивый вид плодов содомского яблока нередко использовался как яркий художественный образ со знаком минус. Так, российские раскольники прибегали к образу содомского яблока для демонизации обыкновенного картофеля, внедрению которого, как и всего нового, они яростно противились. А наш современник, эпатажный американский рок-музыкант Мэрилин Мэнсон в своей песне "Apple of Sodom" как бы вступает в противоборство с этим плодом: "…Содомское яблоко, я никогда тебе не дамся. Я обнаружил, что сердцевина плода прогнила и в этом сегодня средоточие правды. У меня в руках то, что я и ты никогда не сможем съесть…".

содомскоe яблокoЗа свою обманчивость содомскому яблоку приходится вечно расплачиваться. Так, в таком ставшем нарицательным словосочетании как "Яблоко Содома", оно обозначает обманчивую внешность, красивый внешне, но гнилой плод. В то же время это словосочетание стало символом фальши и пустых надежд, а также желания, которое не приносит удовлетворения, а дает лишь разочарование. Эти плоды как бы напоминают людям, как опасно доверяться своим чувствам и полагаться только на свои ощущения.

Время развенчало древние мифы о плодах содомского яблока. Как оказалось, внутри у них обычные семена-летучки, кустарник до сих пор произрастает в засушливых местностях Ближнего Востока, а от погибших городов Содом и Гоморра не осталось не только пепелища, но вообще никаких следов.

Мифы развенчаны, но все же необходимо признать, что один из отцов этих мифов - еврейский историк Иосиф Флавий, по-видимому, оказался провидцем. Памятью о Содоме и Гоморре со временем стало теперешнее название самого растения и его плодов. И поныне на диковинных плодах вполне реального содомского яблока мы невольно ищем отблески того огня, который некогда погубил города эти и окрестности.

 

Литература

 

1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск. 1994. том 1. Кн.1. Гл.11. Стр. 38-39.

2. Иосиф Флавий. Иудейские войны. Минск. 1991. Кн. 4. Стр.302.



Copyright © Доктор Берта Лерман
март, 2014 г.

Обсудить на форуме


 

 

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.