English   Hebrew  
автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота

 

ноябрь, 2011 г.


Элементарные понятия социологии

 

Доктор Владимир Виснапу
(Рамле, Израиль)

 

Когда граждане слышат слово социология, то чаще всего связывают его с опросами, что стало наиболее распространенным явлением в последнее время. Опросы помогают изучать ситуативное мнение общества по тому или иному вопросу. Они носят массовый характер и дают возможность быстро провести требуемое исследование.

 

Именно из-за широты применения данного метода, у большинства возникает ошибочное представление о малой эффективности, или попросту сказать, бессмысленности участия в опросах.

 

Действительно опрос - самый распространенный метод в социологии и, нередко, всю деятельность социологов, да и социологию как научную дисциплину, соотносят именно с опросами. Эффективность опроса зависит в первую очередь от грамотного составления опросного листа, выбора места и времени опроса, грамотной организации процедуры проведения опроса. Очень важна четкая фиксация исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования); знание интервьюерами-социологами особенностей респондентов, и освоение психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса; понятность предлагаемых формулировок вопросов респондентам; мотивирование респондентов и интервьюеров-социологов к успешной совместной деятельности.

 

Опросы можно разделить на несколько групп, в зависимости от способов взаимодействия с респондентом:

    - опрос может быть дистанционным, например, телефонные опросы, опросы в Интернете, различные анкеты (в том числе, опрос по почте);
    - опрос может быть личным (Face-to-face), и тогда в него входят квартирные опросы (опросы по месту проживания), уличные (сюда можно включить и опросы в магазинах), опросы с центральной локализацией.

Квартирный опрос подходит для большинства задач, связанных с изучением общественного мнения. Территория населенного пункта, в котором будет проводиться, опрос делится на примерно одинаковые участки. На каждом участке намечается квартира (дом), которая является точкой старта. Интервьюер работает согласно заранее установленным правилам движения. У квартирных опросов есть свои плюсы и минусы: плюсы - возможность проведения длительных (вплоть до 40-45 минут) интервью с предъявлением образцов продукции, карточек и, конечно же, простота контроля работы интервьюеров (достаточно позвонить респонденту). Минусы - достаточно высокая себестоимость проведения таких интервью, требующая высокой квалификации интервьюеров и недоверчивость опрашиваемых (согласитесь, не каждый пустит в свою квартиру незнакомого человека).

 

Опрос с центральной локализацией чаще всего применяют для тестирования рекламной продукции. Интервью проводится в специальном помещении. Плюсы: те же, что и в квартирных опросах. Минусы: "не случайность" и неравномерность выборки. Сложность рекрутирования отдельных групп граждан (автомобилисты, мамы с маленькими детьми и т.д.).

 

Уличный опрос может применяться для широкого круга социальных и маркетинговых задач. Интервью проводятся на улицах, в магазинах, на выходах из торговых точек. Такие опросы проводятся быстро и недорого по себестоимости, что является их несомненным достоинством. И, кроме того, если проводить опросы в торговых центрах, есть возможность опроса самых различных групп респондентов. Однако есть и существенные недостатки - сложно контролировать работу интервьюеров, влияние погодных условий (снег, дождь), сложность решения организационных вопросов (например, разрешение, на проведение опроса в магазине).

 

Анкета, опрос по почте - иногда единственная возможность опросить требующуюся целевую группу. Существует два варианта сбора информации - сбор анкет сразу по заполнению или же сбор через некоторое время (в случае, если опрос почтовый). У анкетирования есть несколько плюсов - невысокая стоимость проведения, отсутствие "эффекта интервьюера" и более высокая откровенность респондентов. Однако и недостатки существенные - скорость получения данных, проблема возврата анкет (а вернее не возврата), не всегда репрезентативная выборка.

 

Интернет - опросы в настоящее время, при существующем количестве пользователей интернета, могут применяться только для изучения аудитории пользователей сети. Достоинство - скорость "добычи" информации, но и недостатков много - выборка стихийная, нерепрезентативная, совершенно невозможно контролировать действия респондента.

 

Теоретические концепции - основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микро-социологических концепциях Количественные - это статистические и математические методы. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

 

Социолог использует ряд методов: проводит изучение источников информации через контент анализ, наблюдает за объектами изучения, готовит анкету и проводит опрос или интервью, экспериментирует с группой, которую изучает.

 

Первая стадия любого исследования - описательная. Мы хотим убедиться, что вникли в суть вопроса, убедиться, что понимаем аргументы не только на первом, поверхностном уровне воcприятия, но и на уровне того, что предполагает и из чего исходит каждый из них. На каких эмпирических (то есть связанных с реальным положением дел) допущениях основана эта позиция?

 

Вторая стадия - тоже описательная, но сосредоточена она, если выражаться социологическими терминами, не на том, что говорят субъекты нашего анализа, а на том, кто они есть. Например, каким образом они зарабатывают себе на жизнь? Какое место занимают на социальной лестнице? Мы пытаемся выяснить, в какой степени они принадлежат к группам, имеющим ясно различимые социальные интересы, так как это поможет нам понять, почему субъекты нашего анализа занимают именно ту, а не иную позицию и почему они не замечают (или не желают замечать) альтернативные ей варианты.

 

Третья стадия анализа включает в себя попытку связать позицию, о которой идет речь, с социальным положением людей, ее занимающих. Очевидно, что эта стадия наиболее важна и в то же время наиболее проблематична.

    1. Наблюдение - это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение - это изучение социальной группы "изнутри".
    2. Эксперимент - это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
    3. Анкетирование - сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу "воронки":
    вводная часть (введение в проблему), основная часть (вопросы по проблеме),
    заключительная часть (социальная).
    4. Интервью - опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
    5. Анализ документов - сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

 

Научно-исследовательские институты
социологии в России
:

Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады) и др.

 

В качестве примера интересных исследования можно привести опросы американских социологов. В прошедшем году они опросили больше 27 тысяч сограждан, чтобы узнать, какие профессии приносят наибольшее удовлетворение от работы, а какие делают людей прямо-таки счастливыми. Выяснилось, что большинство удовлетворяющих рабочих мест - это главным образом профессии, связанные с заботой, преподаванием и защитой других людей, а также с творческой конкуренцией.

 

47% от общего числа опрошенных сказали, что удовлетворены своей работой, а 33% сообщили, что счастливы на рабочем месте. Наибольшее удовлетворение получают священнослужители. В этом признались 87% представителей данной "профессии". На втором месте в десятке - пожарные с 80%. На третьей строчке оказались физиотерапевты (78%). За ними следуют писатели (74%), а на пятой позиции находятся преподаватели, занимающиеся специальным, коррекционным образованием умственно отсталых и инвалидов (70%)

 

Американские специалисты провели исследование, благодаря которому назвали 10 самых счастливых профессий.

 

Опрос более 200 000 респондентов показал, что наиболее счастливыми себя чувствуют специалисты в областях биотехнологий. Менеджеры по работе с клиентами оказались на втором месте. Третью строчку заняли учителя.

 

Сотрудники офисов, занимающиеся технической поддержкой и административным обеспечением, также довольны своей работой. Не менее позитивны бухгалтера и финансисты, а также те, кто занимается закупками для компании.

 

Сотрудники некоммерческих социальных организаций, медики, адвокаты тоже оказались в этом рейтинге.

 

При составлении рейтинга были учтены такие факторы, как взаимоотношения в коллективе, с начальством, заработная плата, перспективы карьерного роста.

 

Другое, не менее любопытное исследование. Американские ученые из университета Мичигана пришли к выводу, что брак дисциплинирует мужчин. Как полагают ученые, причин этому явлению как минимум две: во-первых, под надзором супруги многие мужчины отказываются от некоторых вредных привычек, а во-вторых - узами брака чаще связывают себя именно благообразные представители сильного пола. "Так, если до свадьбы мужчина был связан с криминалом или лгал, был агрессивен и не обременял себя излишними угрызениями совести, то вступив в брак он, как правило, быстро исправлялся".

 

По словам руководителя исследования Александры Берт, постепенно за годы совместной жизни даже самые асоциальные мужчины учатся жить в обществе.

 

Согласно другим исследованиям, плюсы брака на этом не заканчиваются: женатые люди живут дольше и меньше страдают от депрессий и сердечных приступов.

 

В Израиле социологические исследования проводят Центральное Статистическое Бюро Израиля и ряд институтов, где преподается социология.

 

Сегодня большинство опросов выполняется на заказ. Заказчиками опросов чаще всего могут выступать государственные органы, политические партии, общественные и коммерческие организации, которые нуждаются в оперативном "срезе" общественного мнения. Результаты исследований могут быть основанием для принятия государственных, коммерческих и прочих решений.

 

Центральное Статистическое Бюро Израиля проводит ежегодные социологические обследования израильского общества. Тема таких обследований меняется от года к году. В 2010г., в качестве темы для такого обследования было выбрано отношение израильтян к религиозной традиции и семейным ценностям.

 

Недавно опубликованные данные этого обследования позволяют, в частности, составить достаточно детальную картину степени религиозности израильских евреев в целом и определить основные тенденции изменений степени религиозности израильского общества. Авторы опросных листов использовали принятое на неофициальном уровне среди еврейского населения Израиля деление граждан по степени их религиозности, включающее следующие четыре группы:

 

1. "Харедим", что буквально означает "боящиеся" (Бога), но на русский язык переводится, как правило, термином "ультраортодоксы".

 

2. "Датиим", то есть просто религиозные.

 

3. "Масортиим", что буквально означает "традиционные", но чаще переводится на русский как "соблюдающие традиции".

 

4. "Хилоним", то есть светские или не религиозные.

 

Названный опрос не включает вопроса о вере в Бога и потому упоминаемые в нем израильские "хилоним" совсем не обязательно атеисты.

 

Принято считать, что "ультраортодоксы" и "религиозные" составляют порядка трети еврейского населения в Израиля в то время, как две трети приходятся на "традиционных" и "светских".

 

Согласно этим данным 72% израильских евреев в возрасте 20 лет и старше хотя бы раз посещали синагогу в минувшем году. Для иудаизма традиционно характерна большая вовлеченность мужчин в общинно - религиозную активность, поэтому не удивительно, что данный показатель составил среди мужчин 76% в то время, как среди женщин только 68%.

 

24% из тех, кто сами охарактеризовали себя в качестве "светских", посетили в минувшем году синагогу во время важнейших иудейских праздников Йом-Кипур и/или Рош ха-Шана.

 

82% из тех, кто определи себя в качестве "светских", заявили, что они ежегодно участвуют в традиционной пасхальной трапезе (седер), 67% из них строго соблюдают обычай зажигания свечей на праздник Ханука, а 29% зажигают свечи в канун каждой субботы. 26% светских заявили, что они всегда постятся круглые сутки важнейшего иудейского поста Йом-Кипур, 22% строго придерживаются правил особого пасхального кашрута в дни праздника Песах, 17% всегда совершают обряд "кидуш" (благословение на вино) в канун субботы и утром суббот и праздников, а 10% из светских всегда строго придерживаются правил кашрута.

 

На тенденцию к усилению религиозности среди израильских евреев указывают данные, полученные в ответ на вопрос, стали они в настоящее время более религиозными, чем в прошлом, или уровень их религиозности уменьшился. 21% опрошенных заявили, что они стали религиознее, чем в прошлом, а 14% - что уровень их религиозности снизился. В этом контексте особый интерес представляет специфический для иудейской религии термин "хозер - би-тшува", буквально "вернувшийся с покаянием", то есть вернувшийся к религиозному образу жизни.

 

Среди тех, кто отнес себя к ультраортодоксам, этот показатель составил 22%, среди "религиозных" - 17%, а среди "традиционных" - 9%. Таким образом среди возвращающихся к религиозному образу жизни евреев наблюдается предпочтение ее более жестких, радикальных и, казалось бы, мало соответствующих современности форм.

 

В этих цифрах и фактах мы видим ответную реакцию на попытку радикальной секуляризации еврейской жизни. О секуляризации мы слышим призывы, исходящие как от первых лиц государства, парламента, так и из многих средств массовой информации. Вот и Президент Шимон Перес в речи по поводу открытия зимней сессии Кнессета вспомнил, что человеку заповедано 6 дней работать, а лишь седьмой отдыхать, и он призвал харедим вливаться в рынок труда, оговорив это сохранением для них возможности придерживаться своего образа жизни. В сущности, от харедим хотят , чтобы они допустили в своих школах преподавание общеобразовательных предметов, что в будущем помогло бы выпускникам найти сове место на рынке труда. От них ждут участия если не в военной службе, то хотя бы в альтернативной.

 

Попытка светского сионизма создать новую еврейскую идентичность, базирующуюся, как и идентичность большинства народов мира, в первую очередь на общности территории и языка, безусловно, оказала радикальное воздействие на еврейский национальный коллектив, сформировавшийся в Государстве Израиль и обладающий всеми чертами нации современного типа. О секулярном характере будущего еврейского государства, как о желательной и даже единственно возможной форме его устройства, говорил еще основоположник политического сионизма Теодор Герцль (1860-1904).

 

Продолжая анализ опубликованных Центральным статистическим бюро Израиля данных (газета Вести 27.09.2011) мы можем рассмотреть уровень удовлетворенностью своей жизнью. Среди причин статистики выделили возраст, семейное положение, уровень доходов, принадлежность той или иной общине.

 

К примеру среди людей старше 65 - довольны жизнью 77%, а вот репатрианты всех волн от 90-х гг. и позже - довольны жизнью чуть меньше, их индекс счастья -76% В семьях, где доход на каждого человека составляет 4000 шек., индекс счастья составляет 92%, а у семей, где эта сумма не превышает 2000 шек. зафиксирована удовлетворенность в 81%

 

В то же время, община харедим, по данным ЦСБ, почти 100% довольны своей жизнью. Притом, что те же статистики относят ультраортодоксов к числу граждан с самыми низкими доходами.

 

Количество детей также влияет на ощущение семьи счастливой. Бездетные пары довольны жизнью на 86%. Пока детей двое, трое, удовлетворение возрастает до 92%, а при 4-х и более детях уровень счастья снижается до 87%.

 

Немного истории вопроса.

 

Термин социология впервые был введен О. Контом в 1839 г. Конт предположил, что изучение общества должно соотноситься с принципами изучения природы. На возникновение этой идеи повлияло достаточно бурное развитие естествознания как науки: если люди научились понимать законы природы, значит подобным образом можно изучить законы развития общества. Конт подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от государства и индивидов и подчиненная собственным внутренним законам.

Практическая суть социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому изменению и реформированию. Конт предположил, что могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

 

Среди первых социологов также следует назвать Герберта Спенсера (1820-1903). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру - это часть всеобщей. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор).

 

Людвиг Гумплович (1838-1909), Австрия. Написал ряд трудов: "Основы социологии", "Социология и политика", "Социологическая идея государства", "Раса и государство", "Расовая борьба". Считал, что предмет социологии - изучение социальных групп и взаимоотношений между ними.

 

Уильям Самнер (1840-1910), США. Считал, что социальная эволюция происходит независимо от воли и желания людей и законы естественного отбора и борьбы за существование универсальны. Основная работа Самнера: "Народные обычаи", где он осуществляет попытку объяснения происхождения и развития некоторых важных групповых привычек и социальных форм жизни людей. Обычай по Самнеру - стандартные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки.

 

Макс Вебер (1864-1920), Германия. Родоначальник "Понимающей социологии". Разработал теорию бюрократии. Предмет его анализа - поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии - в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии - действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом.

 

Одним из первых в России, заявил о себе как социолог, российский историк Николай Данилевский (1822-1885). Он считается создателем первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса.

 

Интересен как социолог - Питирим Сорокин.

Против П. Сорокина по вопросу статистики разводов населения Петрограда выступил В. И. Ленин. Объясняя появление публикаций Сорокина неопытностью тогдашних работников газет, Ленин указывал, что профессоров и писателей, которые для воспитания масс "годятся не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста", революционный пролетариат "вежливо выпроводил" бы из страны.

 

По постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу из Петрограда на "Философском пароходе" ("Философский пароход" - так была названа кампания большевистского правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов за границу в сентябре и ноябре 1922 года). Первоначально Сорокин выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал "Крестьянская Россия". В США организовал социологический институт прикладных исследований.

9.10.2011    

Copyright © Доктор Владимир Виснапу    
(Большое количество материала взято
из интернет изданий газет и книг по социологии)
    



Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.