автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
 
----------------
 
 
Дневник
мероприятий
Архив Форум
 
Дом ученых и специалистов Реховота

 

апрель, 2021 г.

 

"ЛАГ БА ОМЕР" 5781/2021 г.        ב"ה

 

Вечером в четверг, 29 апреля 2021 г., в 18 день месяца ияр по еврейскому календарю, отмечается "ЛАГ БА ОМЕР" (Лаг – это буквенная аббревиатура на иврите числа 33, а "Омер" это единица объема). Именно такой объем (2480 куб. см) муки нового урожая привозили в Храм, начиная после первого дня праздника Песах.

 

В наши дни в отсутствие Храма традиция "Омера" заменена на отсчет дней Омера (от второго дня праздника Песах до праздника Шавуот- всего сорок девять дней). Что же это за день "Лаг ба Омер"?

 

Обычно памятные дни еврейского календаря однозначно корреспондируют с теми или иными событиями. Например, Песах - праздник Исхода, Свободы, Пурим – в память о спасении еврейского народа и т.д. А с чем связан этот день?

 

В целом, объяснение такое: в месяце Нисан примерно 2000 лет назад от эпидемии умерло 24,000 учеников мудреца рабби Акивы, а в 33 день омера (т.е. 18 ияра) эпидемия прекратилась. Но, с другой стороны, в истории еврейского народа немало людей умирало от эпидемий и в другие периоды истории. Почему именно эту эпидемию нужно выделять таким образом?

 

Потому что, как утверждает еврейская традиция, именно эта эпидемия была карой ученикам мудреца рабби Акивы за неуважительное отношение друг к другу, к ближним.

Вспомним, что в тот же период истории был разрушен Храм из-за беспричинной взаимной ненависти вполне пристойных людей (об этом подробно сказано в Талмуде в трактате "Гитин", в котором говорится о вражде Камцы и бар Камцы, ставшей прологом к разрушению иерусалимского Храма).

Еврейская традиция не могла не обратить внимание на связь эпидемии с моральным состоянием народа. Итак, траур по жертвам эпидемии двухтысячелетней давности связан с памятью о беспричинной вражде людей друг к другу.

Окончание этой эпидемии символически означало прекращение вражды. Это одна часть того, что связано с "Лаг ба Омер". Но есть и вторая – это день кончины рабби Шимона бар Йоахая (2-ой век н.э.), автора каббалистической книги "Зоар".

Рабби Шимон бар Йоахай был одним из пяти учеников рабби Акивы, которые остались живы после указанной эпидемии. Он продолжал оставаться верным своему учителю и когда римляне приговорили рабби Акиву к казни. Рискуя жизнью, он пробрался в камеру рабби Акивы, чтобы продолжать совместное изучение Торы. Он стал свидетелем казни любимого учителя и продолжал быть верным ему после его кончины. Поэтому личность рабби Шимона бар Йоахая есть естественное искупление беспричинной ненависти. Но при чем здесь костры?

 

Рабби Шимон бар Йоахай много сделал для еврейского народа. В последний день жизни он раскрыл перед своими учениками тайны Торы, и пламя окружало место, где учитель передавал ученикам эти тайны, не давая приблизиться никому другому. Поэтому, день кончины рабби Шимона бар Йоахая принято отмечать разжиганием костров. Итак, мы видим связь двух составляющих дня "Лаг ба Омер" – дня прекращения смертельной эпидемии и дня памяти рабби Шимона Йоахая.

По еврейской традиции соединение двух событий в один день делает такой день особенно значимым.Можно увидеть в разжигании костров в Лаг ба Омер еще один смысл.

Месяц Нисан, в котором празднуется Песах, считается месяцем, в котором запрещено посещение кладбища и одновременно, сразу после Песаха до дня Лаг ба Омер не проводятся свадьбы. Как объяснить эти два несовместимых, на первый взгляд, обычая?

 

Объяснить это можно так: месяц Нисан – это месяц Исхода, Свободы, но это свобода физическая. А пока существует беспричинная вражда даже свободных внешне людей, непонимание друг друга, создание новой семьи, основой которой должна быть нравственная чистота и доверие, невозможно. Потому и принято праздновать свадьбы только с 33 дня Омера, дня "Лаг ба Омера", дня освобождения от кары за беспричинную вражду.

Когда перед праздником Песах, символически принято сжигать остатки оставшегося в доме квасного, этим очищается физическая среда обитания человека. Когда в день "Лаг ба Омер" разжигается костер, он символически означает духовное очищение от взаимной вражды и недоверия.

 

После изгнания евреев в страны рассеяния на долгие столетия традиция разжигания костров была утрачена и только в 15 веке н.э. рабби Овадия из Бартануры вновь описал эту традицию в письме.

Следующий шаг в деле восстановления традиции Лаг ба Омер сделал каббалист рабби Ицхак Лурия из Цфата (16 век), но настоящий расцвет Лаг ба Омер начался в начале 20 века с ростом религиозного сионизма.

 

Нам еще многое нужно преодолеть в себе, чтобы бессмысленная вражда перестала определять отношения между людьми. В этом году, в отличие от прошлого, когда разведение костров было запрещено в связи с эпидемией коронавируса, разжигание костров будет проводиться в соответствии с ограничениями, связанными с соблюдением правил экологической безопасности и прогнозом на жаркую погоду. В любом случае, на горе Мирон близи города Цфата на севере Израиля, в месте нахождения могилы рабби Шимона бар Йоахая, и в этом году в день Лаг ба Омер будут гореть три костра в память о мудреце рабби Шимоне бар Йоахае, человеке, вся жизнь которого была стремлением к истине, вере и настоящей внутренней свободе. Это тот идеал, к которому человек должен стремиться. Да будет так!

Подготовил Яков Иовнович
апрель 2021 г.


 

Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.