автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
----------------
 
 
Дневник
мероприятий
Архив Форум
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Материалы по еврейской традиции

31.05.2012 г.
   (Старая редакция - 05.11.2009 г.)

 

йорцайт - поминальный день (на русском языке).

 

Iovnovich Yakov

 

ЙОРЦАЙТ

У всех народов есть обычаи, характерные для них. Один из обычаев, характерных для еврейского народа - это процедура поминовения памяти близких, называемая "йорцайт ". Само название говорит о преемственности традиции, ибо слово "йорцайт" - это слово на идиш, языке, на котором, говорили наши родители, бабушки и дедушки. В таком названии заложено уважение к памяти предыдущих поколений, в желании говорить о том, что касается памяти людей на языке, который был им доступен.

"Йорцайт " - это день в календаре, отмеченный памятью.

 

Известно, что в память о близких в годовщину их кончины говорят "кадиш" - поминальную молитву. Проходят столетия, меняя уклад жизни евреев и их местонахождение, а "кадиш" говорят так, как и прежде - на арамейском языке. Есть в ритуале "кадиш" вечное, непреходящее, не зависящее от времени. Наши предки знали секрет вечности, устанавливая этот обычай.

 

Безусловно, человек рожден для свободы - это установлено еще более 3300 лет назад, когда еврейский народ был выведен из рабства для обретения свободы. С тех пор укрепилось (в основном, примерно 100 - 200 лет назад) всеобщее право человека на свободу, в частности, право на свободу вероисповедания.

 

Человек свободен в праве на веру, но разрушать связь поколений он не вправе. Отказываясь от сложившихся традиций, человек отрывает себя от прошлого и прерывает связь времен. По выражению Ч. Айтматова, человек становится "манкуртом", он ничего не помнит из своего прошлого и не узнаёт даже собственную мать.

 

Порядок поминовения человека неизменен. Это одна из основ того, что принято называть "ценностями еврейского народа". О них много говорят, утверждая, что ценности надо сохранить, но смысл не в разговорах о "еврейских ценностях", а в их реализации

 

Есть проблема в том, что последние десятилетия жизни создали брешь в той части образования многих евреев, которая связана с содержанием еврейских традиций. Если поколения, родившиеся до советской власти и до провозглашения государства Израиль и впервые последовавшие за ними годы получали основные понятия еврейской традиции, то последующие поколения не имеют о них реального представления.

 

Целью этой брошюры является предоставить информацию по данному вопросу. У каждого из нас были близкие, достойные памяти. Давайте воздадим им по заслугам!

 

Да будет благословенна память о них!

 

Определение даты йорцайт - Йорцайт по еврейской традиции отмечается по еврейской дате кончины человека. Здесь обычно возникает проблема, ибо родственники, (это касается и выходцев из СНГ), помнят григорианскую дату смерти и утверждают, что именно она, а не дата еврейского календаря связывает их с памятью о покойном.

 

Отмечать надо "еврейскую" дату, ибо летоисчисление для еврейского народа ведется задолго до создания григорианского календаря и все даты естественно отмечать по принципу общему для всех поколений!

 

Если Вы не знаете еврейскую дату кончины близкого, рекомендуем обратиться к опубликованным таблицам.

 

Внимание!

Имейте в виду, что даты еврейского календаря начинаются с наступления темноты, поэтому вечер даты григорианского календаря - это уже следующий день еврейского календаря!

Есть годы еврейского календаря, в которых имеется дополнительный месяц (адар) или день (в месяце кислев) те годы, когда нет определенных дат, отмечается следующий за ними день.

 

С чего начинается Йорцайт? С наступлением темноты в вечер накануне установленной даты зажигают поминальную свечу. Существует обычай, когда собираются люди, знавшие покойного, читают псалмы, соответствующие буквам его имени на иврите и делятся воспоминаниями о нем.

 

Чтение "кадиш"

 

"Кадиш" читают только, если присутствует 10 мужчин (миньян). Естественно, что не всегда это возможно. Поэтому кадиш говорят в синагоге в самом конце молитвы (см. текст на стр. 4)

 

Посещение кладбища

 

Во время посещения (принято приходить на кладбище одетым скромно и с покрытой головой (мужчины и женщины!) могилы покойного зажигают поминальную свечу, говорят "кадиш" (если есть 10 человек), "Эль мале рахамим" (см. стр. 4), затем читают разделы псалмов, соответствующие буквам имени покойного (стр. 5) и слову "нешама" (душа).

После этого снова говорят кадиш (если есть 10 мужчин!).

После этого близкие произносят слова, посвященные памяти покойного.

Не забыть!

При выходе из кладбища омывают руки и дают пожертвование в память о близких взамен поста, который был принят когда-то, но затем заменен пожертвованием ("цдакой").

 

В какие дни не посещают кладбище?

В день шабат и в праздничные дни (рош а шана, йом кипур, дни суккот, песах, шавуот). Не посещают также в дни Хануки, весь месяц нисан. В Хануку посещают только гробницы праведников.

 

В какие дни принято посещать кладбище?

В йорцайт, накануне йом кипур и в ходеш элул (месяц до рош а шана)

 

"Изкор"

Есть четыре даты в году, когда говорят "изкор" в память о близких. Это - йом кипур, шмини ацерет (симхат тора), седьмой день песах и шавуот.

"Изкор" говорят только в синагоге в утренней молитве после чтения Торы и авторы (раздела Танаха). (см. стр.5)

В память о близких зажигают свечу накануне вечером на закате солнца).

Принято давать пожертвование ("цдаку") в память о близких взамен поста.

 

Всеобщий день "кадиш"который был принят прежде, но затем заменен пожертвованием, отмечают в день 10 тевета (в этот день постят от рассвета до наступления темноты) и говорят кадиш в память о тех, дата и место погребения которых неизвестно (напоминаем, что "кадиш" читают в самом конце утренней молитвы в синагоге, когда есть "миньян " - 10 мужчин старше 13 лет).

 

Кадиш
(на арамейском языке)

 

Итгадал иткадаш шмей раба. Бэ улма ди бара кэрутэ вэ умлих малхутэй бэ хайехон у бф йомэхон у бэ хаей дэ коль бейт исраэль бэ агала у бэ зман карив вэ имру амейн.

Ийе шме раба мэвурах лэ олам лэ олмей олмайя.

Итбарах вэ иштабах вэ итпаар вэ итнасе, вэ итадар вэ италэ вэ италел шме декудша бэрих у.

Лэ эле мин коль бэрахта вэ ширата тушбехата гнехамата дэамиран бэ алма вэ имру амейн.

Ийе шлема раба мин шмайя вэ хаим алейну вэ ал коль исраэль вэ имру амейн.

Осе шалом би мромав у йаасе шалом алейну вэ аль коль исраэль вэ имру амейн.

 

Эль мале рахамим.
(на языке иврит)

 

Эль мале рахамим шохен бэ миромим а маце менуха нахона тахат канфей а шехина бэ маалот кдушим вэ тэорим кэ зоар аркия мазирим эт нишмат (имя покойного или покойной и имя их отца) шэ (муж. род - аллах, жен - алха) лэ (муж. род - уламо, жен - улама).

Ана бааль а рахамим (муж. род - истареу, жен. - истареа) бэ сеттер кнапеха ле уламим вэ царор бэ царор а хаим эт (муж.род - нишмато, жен. - нишмата) вэ (муж. род - януах, жен. - тануах) бэ шалом аль (муж.род - мишкаво, жен. - мишкава) вэ номар амейн.

 

"Изкор"

 

Изкор Адо-най нишмат (отца - аба, матери - ими) (отца - мори, матери - морати ) ше (отца - алах, матери - алха) (отец - ле уламо, мать - ле улама ) бэ авур ше ани нодед цдака бэ ( отец - бэ адо, мать - бэ ада ) у бэ схар зе тие (отец - нафшо, мать - нафша) црура бэ царор а Хаим им нишамот Авраам, Ицхак вэ Яаков, Сара, Ривка, Рахель вэ Лэя вэ им шаар а цадиким вэ цад - каниёт ше ба ган эден вэ номар амейн!

 

(по другим близким)

 

Изкор Адо- най нишмат (имя и отчество покойного) ше (мужской род - аллах , женский - алха) (мужск. - леуламо, жен - ле улама). бэ авур ше этен бли недер цдака бэ од азкарат (мужск- нишмато , жен - нишмата) у бэ схар зе тие (мужск- нишмато, жен- нишмата) црура бэ царор а хаим им нишматейэм шель Авраам, Ицхак вэ Яков, Сара, Ртвка, Рахель вэ Лэя вэ им шаар а цадиким ше ба ган эден вэ номар амейн!

 

Затем читается молитва "Эль мале рахамим" (выше).

 

Псалмы, соответствующие буквам имён

 

א - ашрей тмимей дерех а олхим бэ торат Адо-най . ашрей ноцрей эдотав бэ коль лев идрашуу. Аф ло палю авла бэ драхав алху.

Ата цивита пикудеха лишмор мэод. Ахалай якону драхай лишмор хукеха. Аз ло эвош бэ абити эль коль мицвотеха. Одха бэ йошер левав бэ ламди мишпатей цидкеха. Эт хукеха эшмор аль таазвени ад мэод.

 

ב - бамэ изке наар эт архо лишмор ки дварейха. Бэ холь либи дараштеха аль ташгени ми мицватеха. Ба либи цафанти амаратеха ле маан ло ахатэ леха. Барух ата Адо-най ламадани хукеха. Бэ сфатай сипарти коль мишпатей пиха. Ба дерех эдотеха састи кэ аль коль он. ба пикудеха асиха вэ абита орохатеха.бэ хукатеха аштааша ло эшках двареха.

 

ג - гмуль аль авадеха ахайе вэ ашмера двареха. Галь эйнай вэ абита нифлаот ми торатеха. Гер анохи ба арец аль тастер мимени мицвотеха. Гирса нафши ле таава аль мишпатеха бэ коль эт. Гаарта зедим арурим ашогим ми мицватеха. Галь меалай харпа вэ буз Ки эдотеха нацарти. Гам яшву сарим ки нидбару авдеха ясиях бэ хукеха. Гам эдотеха шашуай аншей ацати.

 

ד - давка ле афар нафши хаейни кэ двареха. Дарки сафарти вэ таанэни ле мадени хукеха. Дерех пикудеха авинэни вэ асиха бэ нифлаотеха. Дальфа нафши метуга каймени ка двареха. Дерех шекер хасер мимени вэ торатеха ханени. Дерех эмуна бахарти мишпатеха шивити. Дабакти бэ эдутеха Адо- най аль тавишени дерех мишватеха аруц ки тархив либи

 

ה - орейни Адо- най дерех хукеха вэ ацарена экев. Авинени вэ ацра торатеха вэ ашмерена бэ коль лев. Адрихени бэ натив мицватеха ки бо хафацти. Ат либи аль эдотеха вэ аль баца. Аавер эйнай марот шав бэ даркеха хаэйни. Акем ле авадеха амаратеха ашер ле яратеха. Аавер харпати ашер ягорти ки мишпатеха товим. Иней таавати ле пикудеха бе цидкатеха хаейни.

 

ו - вэ явоуни хасидеха Адо- най тешуатеха кэ имаратеха. Вэ аанэ хорпи давар ки батахти би двареха. Вэ аль тецель ми пи давар эмет ад меод ки ля мишпатеха яхальти. Вэ ашмера торатеха тамид ле олам ва эд. Ве атхалха ба рахава ки пикудеха дарашти. Вэ адбара бэ эдотеха нэгэд мэлахим вэ ло эбош вэ эштааса ба мицвотеха ашер аавти. Вэ эса капай эль мицвотеха ашер аавти вэ асиха бе хукеха.

 

ז - зхар давар ле авдеха аль ашер яхальтани.Зот нахамти ба ани ки амратеха хиятни. зедим хелицуни ад меод ми торатеха ло натити. Захарти мишпатеха меолам Адо-най ве атнэхам. Залафа ахзатни мэ рашаим озвей торатеха. Змирот аю ли хукеха ба бейт мегурай. Захарти ба лайла шимха Адо - най ва ашамра торатеха. Зот айта ли ки пкудеха нацарти.

 

ח - халки Адо - най амарти лишмор дварейха . хилити панейха бэ коль лев ханейни кэ имратеха. Хашавти драхай вэ ашива раглай эль эдотеха. Хашти вэ ло итмаамати лишмор мицвотеха. Хевлей рашаим иудуни торатеха ло шахахти. Хацот лайла акум леодот лха аль мишпатей цидкеха. Хавер ани ле коль ашер яреух в эле шомрей пикудеха. хасдеха Адо - най милеа аарец хукеха ламадни.

 

ט - тов асита им авдеха Адо - най ки двареха. Тов таам вэ даат лимадени ки ба мицвотеха ээманти. Терем эанэ ани шогег вэ ата имратеха шамарти. Тов ата ве мейтив ламдени хукеха. Тафлу алай шекер зедим ани ве коль лев эцор пикудеха. Тафаш кхелев либам ани торатеха шаащати. Тов ли ки унети ле маан элмад хукеха. Тов ли торат пеха ми алфей заав ве кесеф.

 

י - ядеха асуни ве яхунуни авинени ве элмада мицвотеха. Яреэйх ве ярауни ве исмеху ки ле двареха яхалти. Ядати Адо - най ки цедек мишпатеха ве эмуна анитани. Адо - най на хасидеха ле нахмэни кимаратеха ле авдеха явууни рахамеха ве эхайе ки торатеха шаашуани. Евошу зедим ки шекер иутуни ани асиах бе пикудеха. Яшуву ли ярееха ве ядей эдутеха. Ийе либи тамид бе хукеха ле маан ло эбош.

 

כ - калта ле тшуатеха нафши ли двареха яхалти. калу эйнай ле имаратеха леэмор матай тнахамени. Ки аити кноад ба китор хукеха ло шахахти. Кама ямей авдеха матай таасе ба родфай мишпат. Кару ли зедим шихот ашер ло кторатеха. Коль мицвотеха эмуна шекер рдфуни азрани. Кимат килони ба арец ве ани ло азавти пикудеха. Кхасдеха хаейни ве ашмра эдут пиха.

 

ל - ле олам Адо - най двареха ницав ба шамаим. Ле дор ве дор эмунатеха конанта эрец ве таамод. Ле мишпатеха амду айом ки аколь авдеха. Лули торатеха шаашуай аз авдати бе анай. Ле олам ло эшках пикудеха ки бам хиятени. Лха ани ошиэни ки пикудеха дарашти. Ли киву рашаим ле авдани эдотеха этбонен. Ле коль тихла раити кец рхава мицвотеха мэод.

 

מ - Ма аавати торатеха коль а йом и сихати. ми ойвай тахакмени мицвотеха ки ле олам и ли ми коль меламдай искалати ки эдотеха сиха ли. Мискеним этбонен ки пикудеха нацарти. Ми коль орех ра калити раглай ле маан эшмор двареха. Мишпатеха ло сарти ки ата оратани. Ма немлацу лехики имаратеха мидваш лефи. Ми пикудеха этбонан аль кен санэти коль орех шекер.

 

נ - нэр ле рагли двареха ве ор ле нативати. Нишбати ве акайма лишмор мишпатей цидкеха. Наанейти ад мэод Адо - най хайейни ке двареха. Нидвот пи рце на Адо - най у мишпатеха ламдени. Нафши бе капи тамид ве торатеха ло шахахти. Натну рашаим пах ли у ми пикудеха ло таити. Нахалти эдотеха ле олам ки сасон либи эма. Натити либи лаасот хукеха ле олам экев

 

ם - саафим санети ве торатеха аавти . Ситри ве магини ата ли двареха яхалти. Суру мимени мераим вэ эцра мицвот Эло- ай. Самхени кимратеха ве эхейе ве аль твишени мисибри. Саадени ве ивашеа ве эша бе хукеха тамид. Салита коль шогим ми хукеха ки шекер тармитам. Сигим ишбата коль ришэй арец лахен аавти эдутеха самар ми пахадеха басари ве мишпатеха ярети.

 

ע - асити мишпат ва цедек баль танихани ле оскай. Эрев авдеха ле тов аль яашкуни зедим. Эйнай калу ле йешуатеха у ле имарт цидкеха. Асе им авдеха кхасидеха ве хукеха ламдени. Авдеха ани авинени ве эда эдотеха. Эт лаасот ле Адо - най эферу торатеха. Аль кен аавти мицватеха ми заав у ми паз. Аль кен коль пкудей коль яшарти коль орах шекер санети.

 

פ - плаот эдотеха аль кен нацартам нафши. Петах двареха яир ми бейн птайим. Пи паарти ве эшафа ки ле мицвотеха яавти. Пне элай ве ханени кмишпат ле аавей шмеха. Паамай ахен бе амартеха ве аль ташлет би коль авен. Падени меошек адам ве эшмера пикудеха. Панеха аэр бе авадеха ве ламдени эт хукеха. Палгей маим ярду эйнай аль ло шамру торатеха.

 

צ - цадик ата Адо- най ве яшар мишпатеха. Цивита цедек эдотеха ве эмуна меод Цимтатни кинати ки шахаху двареха цари. Цруфа имратеха меод ве авадеха аава. Цаир анохи ве нивзе пикудеха ло шахахти. Цидкатеха цедек ле олам ве торатеха эмет. Цар у мацок мацауни мицватеха шаашуай цедек эдотеха ло олам авинени ве эхйе.

 

ק - карати бе коль лев анени Адо - най хукеха эцора. Караатиха ошеэни ве эшмра эдотеха . Кидамти бе нешеф ве ашавеа ле двареха яхалти. Кидму эйнай ве ашмурот ле сиах бе имаратеха. Коли шима кхасдеха Адо - най кмишпатеха хайни. Карву родфей зима миторатеха рахаку. Каров ата Адо- най ве коль мицватеха эмет. Кедем ядати мэ эдотеха ки ле олам ясадатам.

 

ר - рээ анэй ве халацени ки торатеха ло шахахти. Риба риби ве гаалени ле имратеха хаейни. Рахок ми рашаим йешуа ки хукеха ло дарашу. Рахамеха рабим Адо - най кмишпатеха хайени. Рабим родфай ве цари мээдотеха ло натити. Раити богдим ве аткотата ашер амратеха ло шамру. Рээ ки пикудеха аавти Адо - най кхасдеха хайени. Рош двареха эмет у ле олам коль мишпат цидкеха.

 

ש - сарим родафуни хинам. У ми двареха пахад либи. Сас анохи аль имратеха кмоце шлаль рав. Шекер санети ве атаэба торатеха аавти. Шева бе йом иллатиха аль мишпатей цидкеха. Шалом рав ле оавей торатеха ве эйн ламо михшоль. Шабарти ле ишуатеха Адо - най у мицвотеха асити. Шамра нафши эдотеха вэ оавэм меод. Шамарти пикудеха ве эдотеха ки коль драхай негдеха

 

ת - тикрав ринати лефанеха Адо - най ки двареха авинени. Таво тхинати лефанеха кимаратеха хацилени. Табани сфатай теила ки тламдени хукеха. Таан лешони имаратеха ки коль мицвотеха цедек. Теи ядеха ле азрэни ки пикудеха бахарти. Таавти ле ишуатеха Адо - най ве торатеха шаашуай. Тхи нафши таалелеха у мишпатеха яазрени. Таити кше овед бакеш авдеха ки мицвотеха ло шахахти.

 

Ниже приводятся даты григорианского календаря, соответствующие определенным еврейским праздникам и месяцам (помните, что все еврейские даты начинаются накануне вечером). В месяце Элуль указан период, в течение которого принято посещать кладбища.

 

увеличить

увеличить

 

Литература

1. "Суббота. Праздники. Будни" Законы и обычаи еврейской жизни., изд.2, Бней Брак, Израиль, 1989 г., стр. 297

2. "Тээлим". Псалмы Давида

Iovnovich Yakov   




Страница 1 из 1
ГлавнаяКонтактыПлан на текущий месяц     copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.