автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:

"Математический клуб был основан в 1998 году в BEN-GURION UNIVERSITY OF THE NEGEV, Israel. Я преподаю единственную в этом клубе технологическую дисциплину - Theory of Inventive Problem Solving (TIPS) (ТРИЗ). Этот курс служит для развития способов нестандартного мышления школьников..."


Новый интернет сайт математических оптимизационных игр разработан в Реховоте «Реховот, город, в котором мы живём, постоянно доказывает, что он центр культуры, образования и науки...»


* Вспоминая доктора наук профессора Илью Кочубиевского

* Любимая земля Марка и Раисы Кемпнеров,

* соболезнование семье: Эльши Моисеевны Безверхней-Беленькой,

* Ильи Кочубиевского,

* Борис Эммануилович Хесин,

* памяти Баруха Подольского,

* Борис Семенович Корш,

* Памяти Борислава Остапенко,

* Памяти Зеэва Грина,

* Актриса будущего - Этель Ковенская и др.


Проект «Дело жизни»
 Проект «Праведники науки»

Проект «Научно и понятно»


----------------
 
 
Архив
 
Дом ученых и специалистов Реховота
 
Клуб игры "Что? Где? Когда?"

Сезон 2021/22 г. (14-ый сезон)

Игра марта 2022 г. № 14-6

Игра состоялась 16 марта 2022 г. и посвящена празднику Пурим

Организация и ведение игры – Яков Иовнович
Составитель вопросов игры – Яков Иовнович

 

Вопрос 1: В Високосный год, когда два Адара, в какой из них мы празднуем Пурим? Почему?

Ответ: Мы празднуем Пурим всегда за месяц до Песах, чтобы одно спасение было отпраздновано рядом с другим. Поэтому в високосный год, Пурим празднуют во второй Адар.

---------------

Вопрос 2: На какие дни недели может попасть Пурим?

Ответ: Воскресенье, вторник, четверг или пятница. Кстати в следующие 4 из пяти лет Пурим будет попадать на четверг.

---------------

Вопрос 3: Согласно ГР"А в Пуримской вставке к молитве "ал ханисим" должно быть ровно 54 слова. Почему?

Ответ: Имя Аман в Мегиле встречается 54 раза. (Стандартный нусах имеет 52 слова, поэтому Нусах Гаона: «эт гемуло ал рошо» имеет два дополнительных слова.)

---------------

Вопрос 4: "Шушан Пурим" празднуется пятнадцатого Адара. В чем смысл этого дня, к кому он относится, и почему он называется Пуримом города "Шушана"?

Ответ: В Шушане евреи воевали с врагами на день дольше, и праздновали 15 Адара. В результате все древние города, которые были окружены стенами с давних времен, празднуют как в Шушане.

---------------

Вопрос 5: Шушан Пурим попадает посередине двух других особых дней. Каких?

Ответ: 15 Швата (Ту-Бешват) и 15 Нисана (Песах).

---------------

Вопрос 6: Когда Шушан Пурим падает на Шаббат, его называют "Пурим Мешулаш". Почему. Какие законы относятся к такому Шушан Пуриму? А почему нельзя читать Мегилу в Шаббат?

Ответ: В Шабат мудрецы запретили читать Мегилу, чтобы случайно ее не вынесли на улицу. Поэтому, если Шушан Пурим попадает на Шабат, в Иерусалиме приходится праздновать Пурим по частям три дня. Пурим мешулаш означает «тройной Пурим». В пятницу дарят подарки бедным и читают Мегилу, в Шабат читают из Торы отрывок про Амалека, и добавляют особые блюда в честь Пурима, а в воскресенье устраивают основную трапезу.

---------------

Вопрос 7: Почему в Мегиле нет Имени Творца? В какой еще книге нет Имен Всевышнего? А в какой книге нет Главного четырехбуквенного Имени, хотя есть другие Имена Б-га?

Ответ: Некоторые объясняют, что т.к. Мегила написана также для архивов Персии, не хотели упоминать там Имена Творца. Вдобавок, в письмах вообще не упоминаются Святые Имена, чтобы они потом не попали в мусор. Кроме того, чудо Пуримо был скрытым, поэтому Творец открыто не упоминается. В Шир Аширим тоже нет имен Творца, но по некоторым мнениям, там упомянуто Имя в стихе 8:6, если Шалхевет-Я писать отдельно. В Коэлете есть Имя Элоким, но нет Главного четырехбуквенного Имени.

---------------

Вопрос 8: Почему в Пурим не говорят Халел?

Ответ: Один из ответов: само чтение Мегилы заменяет Халел.

---------------

Вопрос 9: Почему у Эстер было два имени: Эстер и Хадаса?

Ответ:  Некоторые объясняют, что Эстер было ее персидское имя, а Хадаса – еврейское.

---------------

Вопрос 10: Имя Ахашверош на персидском языке звучало как Хшаярша. А почему у нас его называют Ахашверош?

Ответ: В слогах иврита, согласные не идут подряд без гласных. Звук «А» делает Х и Ш легче произносимым, а звук «о» разделяет между р и ш. Кроме этого слово Ахашверош на иврите звучит примерно как «ой! голова!», и подсказывает головную боль которую пришлось пережить нашему народу из-за этого царя.

---------------

Вопрос 11: Как может произойти, что после трапезы мицвы, в биркат амазон не произносят "ал ханисим" во втором благословении?

Ответ: В Пурим Мешулаш, когда едят в воскресенье, этот день уже не Пурим, и "ал ханисим" произносят только в конце в просьбах «Харахаман».

---------------

Вопрос 12: Отец и сын обычно проводят вместе трапезу в Пурим и седер в Песах. При этом, когда они встречаются на Пурим, только сын говорит "Ал Ханисим" а когда проводят вместе Песах Седер, Только отец делает благословение на Мацу (в смысле, даже если сын не слышал броху отца, он ее сам не делает). Как такое возможно?

Ответ: Например, сын живет в Бней Браке, а отец в Америке, но приезжает на праздники и останавливается в Иерусалиме. Когда отец приезжает к сыну на трапезу в Пурим в Бней Брак, только сын говорит "Ал Ханисим", т.к. отец празднует Шушан Пурим. А когда сын навещает отца в Иерусалиме во вторую ночь Седера, которая для сына – Холь Амоэд, только отец делает Кидуш, Пасхальный Седер и благословение на Мацу.

---------------

Вопрос 13: Один из молящихся был единственным в синагоге, оставшимся после молитвы читать мегилу, а все остальные разошлись. Почему?

Ответ:  Он был в Иерусалиме до раннего утра 15-ого Адара, и потом сразу приехал в другой город, и ему пришлось молиться Шахарит там. У него обязанность читать Мегилу 15-ого, но все остальные уже выполнили заповедь в предыдущий день.

---------------

Вопрос 14: Почему подарки достаточно послать одному другу, а дары бедным нужно дать как минимум двум беднякам?

Ответ:  Так написано в самой Мегиле: «Посылать подарки друг другу» (в единственном числе) и «дары бедным» (во множественном числе).

---------------

Вопрос 15: Большинство городов вне Земли Израиля празднуют Пурим только 14 Адара, но один европейский город когда-то имел обычай читать Мегилу без брохи и 15-ого Адара. Какой это город?

Ответ: Прага. Некоторые считают, что может быть Прага была окружена стеной много тысяч лет назад.

---------------

Вопрос 16: Глухой человек не может слушать чтение Мегилы. А может ли он каким то образом все равно выполнить заповедь?

Ответ: По многим мнениям, если он прочтет сам, даже если он себя не слышит, он выполнит заповедь.

---------------

Вопрос 17: Секция Орах Хаим Шулхан Аруха кончается законами Пурима. В самом конце Рема приводит стих из Мишле. Какой этот стих и какое отношение он имеет к данным законам?

Ответ:  Последние слова Рема: «доброе сердце постоянно празднует». Этот стих в Мишле (15:15) начитается со слов: «все дни бедняка – плохи». Похоже, имеется в виде «бедняк» в духовном смысле. Счастлив тот, кто умеет мыслить, кто изучает Тору и соблюдает ее заповеди. Его доброе сердце всегда празднует.

---------------

Вопрос 18: Рамбам приводит интересный мидраш, что во время Машиаха, все книги пророков будут аннулированы, кроме Мегилы. (Другая версия Мидраша, что все праздники будут аннулированы, кроме Пурима). В чем смысл этого утверждения? А какое подобное утверждение приводит Шулхан Арух, но не по отношению к Пуриму, а по отношению к молитве? (Подсказка: см. Орах Хаим, главу 51).

Ответ:  Возможно, в будущем основное изучение письменной Торы будет не из книг пророков и писаний, а только Хумаш и Мегилат Эстер (Йерушалми, Мегила). Также возможно в будущем, нам будет так хорошо, что Библейские праздники мало будут отличаться от обычных дней, но и тогда Пурим будет особым днем (Рашба). Шулхан Арух говорит, что в будущем единственное приношение будет Корбан Тода – благодарственная жертва, и.к. не будет больше грехов и останется только благодарить Творца. (Заметим, что есть диспут в Талмуде будут ли Мицвы относиться в будущем мире, но речь видимо идет о более позднем периоде.)

---------------

Вопрос 19: Почему благословение делают на «чтение мегилы», а не как в случае шофара «на слушание»?

Ответ:  Мицва именно слушать шофар, но мегилу мицва читать, даже если не слышишь. К примеру, трубящий в шофар, если очень шумно, и он не слышит свое трубление (или у него заложены уши), заповедь не выполняет.

---------------

Вопрос 20: Почему в мегиле евреев называют Йехудим (Иудеями), а Тора нас никогда так не называет? А как называет евреев Тора?

Ответ:  Во время Торы, наш народ назывался «детьми Израиля», но после изгнания «десяти колен», когда осталось лишь государство Йехуда, всех евреев стали называть Иудеями. Большинство евреев (хотя не все) происходят из колена Йехуды, и выражение Йид (идиш), Яхуди (таджикский), Жид (русский), Jew (английский) вошло почти во все языки (кстати, слово жид стало ругательным лишь со временем, но когда-то значило просто иудея). Кстати слово Иври (от которого происходят слова еврей и Hebrew) в Торе имеет совсем не очевидное значение, и возможно значило большую группу людей, чем лишь потомки Израиля.

---------------

Вопрос 21: Сколько благословений на утреннее чтение Мегилы делают Сефардские евреи? Почему?

Ответ: Два. Сефардские евреи не говорят «Шехехияну» утром, т.к. достаточно сделать эту броху один раз, а Ашкеназим считают что утреннее чтение главное, и требует отдельного «Шехехияну».

---------------

Вопрос 22: Какое благословение делают, если читают Мегилу для женщин?

Ответ:  Некоторые считают, что если читают Мегилу для женщин, то делают броху «Лишмоа» - слушать Мегилу а не «читать» Мегилу (Рема). По этим мнениям, для женщины заповедь именно услышать чтение Мегилы.

---------------

Вопрос 23: Перед Пуримом принято давать синагоге по пол монетки в память о половине шекеля, которые евреи давали на нужды Храма. Почему мы это делаем именно перед Пуримом? А на что именно идут эти деньги?

Ответ:   Начиная с Нисана, все новые приношения Храма покупались на деньги собранные в новом году, поэтому сами деньги давали немного заранее, в период Пурима.

---------------

Вопрос 24: У некоторых принято давать по три половинки местной монеты. Почему?

Ответ:  Т.к. слово Трума, упоминается в главе Трума трижды, и подсказывает три вида Трумы.

---------------

Вопрос 25: Если сам человек живет в Иерусалиме, но хочет послать подарок кому-то, кто живет в другом городе, когда лучше это сделать: пятнадцатого или четырнадцатого?

Ответ:  Хороший вопрос. Есть вообще неуверенность, можно ли выполнить заповедь с помощью такого подарка. Лучше всего не попадать в такую ситуацию, и послать подарок хоть одному другу из Иерусалима (Писке Тшувот).

---------------

Вопрос 26: Если в Мегиле отсутствуют отдельные буквы или слова, тем не менее, можно выполнить заповедь чтения Мегилы. Каким образом?

Ответ:  Если читать пропущенное наизусть. Но если и при чтении пропустили какое-то слово, то заповедь не выполняется.

---------------

Вопрос 27: 27. В Мегиле есть три большие буквы. Какие?

Ответ:  «Хет» в слове Хур (1:6), «Вав» в слове Вайзата (9:9) и «Тав» в слове Ватихтов (9:29). Существуют разные попытки объяснить причину на эти большие буквы.

---------------

Вопрос 28: Можно ли в Пурим жениться?

Ответ:  Шулхан Арух и Мишна Берура разрешают, хотя некоторые спорят с этим. Причина Шулхан Аруха в следующем. Веселье в Пурим не подобно веселью в Библейские праздники, когда нельзя жениться, чтобы не «смешивать одну радость с другой». Обычные праздники сами приносят веселье, а в Пурим мы придумываем способы, чтобы сделать его веселым и, в том числе, женитьба лишь добавляет к веселью.

---------------

Вопрос 29: Сколько букв в самом длинном слове в Мегилат Эстер?

Ответ:  Слово וְהָאֲחַשְׁדַּרְפְּנִים имеет 11 букв. Длиннее нет слов нигде в Танахе.

---------------

Вопрос 30: Если еврей из Иерусалима улетает на самолете 14-ого Адара, когда ему нужно читать Мегилу?

Ответ:  Четырнадцатого, т.к. он уже не в Иерусалиме, а значит он читает как все, кто не в окруженном стеной городе. http://www.torahone.com/docs/PurimAnswers.htm

---------------


Итог игры - 6:6 Ничья! Cчет с начала сезона 30:30

---------------

 

Почему в високосный год Пурим празднуется во втором Адаре?

Темы: Пурим, Машиах, Песах, Праздники, Мегилат Эстер, Месяц Адар, Рав Натан Агрес

Здравствуйте! Известно, что в этом году (високосный год), когда удваивается месяц Адар, Пурим отмечается во втором Адаре, а не в первом. На лекции я слышал, что мудрецы постановили так, чтобы «приблизить» избавление Пурима к избавлению Песаха (отмечаемого в следующем за Адаром месяце Нисане).

Мне не совсем понятна эта причина, почему так важно приблизить Пурим к Песаху, в чем связь между этими праздниками.

Заранее благодарю за ответ, Вадим

 

Отвечает рав Натан Агрес

Шалом, Вадим! Спасибо за интересный вопрос.
Спор мудрецов, в каком Адаре праздновать Пурим
На самом деле в Талмуде (трактат Мегила 6-б) приводятся два мнения, в каком из месяцев Адар следует праздновать Пурим. Согласно первому мнению, надо отмечать Пурим именно в первом Адаре, исходя из правила «не задерживаться с исполнением заповедей»[1]. Поэтому, как только наступил месяц Адар и пришло время, пригодное для исполнения заповедей Пурима, не следует медлить и оттягивать их до второго Адара.
Второе же мнение (которое и было принято в качество закона) гласит, что хотя, как правило, не стоит задерживаться с заповедями, тем не менее, если это делается ради самой же заповеди, чтобы исполнить ее наилучшим образом (то, что называется «мицва мин а-мувхар») — задержка разрешена. Поэтому в случае с Пуримом предпочтительней праздновать его во втором Адаре, примыкающем к месяцу Нисану и празднику Песах.
В свете этого еще больше обостряется Ваш вопрос: почему настолько важно приблизить Пурим к Песаху, до такой степени, что это отменяет обычное правило не оттягивать исполнение заповеди.

Два этапа в избавлении Пурима
Если хорошенько присмотреться к ходу пуримских событий и к тем датам, в которые они произошли, связь между Песахом и Пуримом прояснится сама собой!
Давайте вкратце припомним, как развивались события.
Аман хочет добиться «окончательного решения еврейского вопроса», для чего бросает особый жребий, чтобы выявить наиболее благоприятный день для воплощения своего плана.
«В первом месяце, он же месяц Нисан, в двенадцатый год правления царя Ахашвероша, бросил жребий перед Аманом со дня на день и с месяца на месяц двенадцатый, он же месяц Адар» (Эстер гл. 3). Имеется в виду, что жребий был брошен 13-го Нисана, и выпал на то же число месяца (13-е), на 12-й месяц года, месяц Адар. Далее (гл. 4) свиток повествует, что уже в тот же день (13-е Нисана) Аман получил согласие царя и разослал смертоносные письма во все концы державы.
Итак, между посланием писем и исполнением приговора разделяют целых одиннадцать месяцев.
Но Аману не было суждено дожить до этого времени — стремительное развитие событий неожиданным образом оборвало его карьеру. Это произошло всего лишь через три дня после отправки посланий!
Свиток Эстер рассказывает, что в день разглашения приговора (13-го Нисана) Мордехай пришел ко дворцу и передал Эстер повеление пойти к царю и молить его за спасение своего народа (хотя тот, кто приходит без приглашения, карается смертью). Со своей стороны, Эстер просит Мордехая собрать всех евреев Шушана и поститься в течение трех дней и ночей за успех ее миссии (только в заслугу этого праведница видит возможность предстать перед царем).
На третий день поста, 15-го Нисана, в сам праздник Песах[2], Эстер идет к царю и приглашает его и Амана на пир, который приготовила для них. Ахашверош отдает себе отчет, что если Эстер подвергла себя смертельной опасности, придя к нему незваной, наверняка ее что-то очень сильно волнует. На пиру он просит царицу раскрыть ему свою просьбу, но Эстер медлит, она просит царя и Амана прийти к ней еще раз на следующий день, и тогда она раскроет причину своей обеспокоенности.
Так и происходит: назавтра (16-го Нисана) Эстер раскрывает царю свою национальность (которую скрывала до этого[3], как повелел ей Мордехай) и обвиняет Амана в намеренном заговоре против нее; по ее словам, Аман был осведомлен о ее еврействе, и все его козни были направлены в первую очередь против самой царицы[4]. Конец известен: царь в гневе велит повесить Амана на том же дереве, которое прошлой ночью тот подготовил для Мордехая, и на этом роль Амана заканчивается.
Но почему Эстер не раскрыла свою просьбу на первом пиру, а если предположить, что она заранее планировала отложить ее на завтра, зачем надо было приглашать царя и Амана в первый день? Есть этому целый ряд объяснений, ограничимся здесь одним из них.
С одной стороны, Эстер хотела выждать, пока закончатся три дня поста и раскаяния еврейского народа, чтобы тем самым увеличить их заслугу перед Творцом, и кроме этого, она ожидала получить своего рода знамение Свыше о том, что их мольбы услышаны (см. ниже). Но, с другой стороны, она не хотела упустить святость 15-го Нисана, первого дня Песаха, уготовленного с самого начала Творения для избавления еврейского народа[5]. Поэтому именно в этот день Эстер решила начать свою миссию и предстать перед царем. Но не увидев никакого знака Свыше, она перенесла свой план на завтра. А тем временем и знак с Небес не заставил себя ждать! В ночь между двумя пиршествами Ахашверошу не спалось. Прослушивая летописи, он находит запись о том, что Мордехай спас ему жизнь, но еще не был за это вознагражден. Поутру Аман спешит во дворец, чтобы попросить царя повесить Мордехая, один вид которого выводит его из себя и не дает возможности наслаждаться собственным величием. И в этой точке планы Амана безнадежно рушатся — вместо того чтобы отомстить еврею, он собственной персоной должен возить его на царском коне по всему городу и провозглашать во всю глотку: «Так будет воздано тому, кого царь хочет уважить!».
Мордехай и Эстер видели в этом «улыбку» с Неба. Поэтому на втором пиру, куда Аман еле успел после обхода с Мордехаем, Эстер была готова раскрыть свою просьбу царю и, как видим, преуспела в своей задаче.
Но даже после ликвидации Амана опасность все еще не миновала, ведь первые послания, закрепленные царской печатью, было невозможно вернуть или отменить. Поэтому все, что можно было сделать, это послать новые послания, в которых царь дает официальное разрешение евреям защищать свои жизни и вступить в противоборство со своими ненавистниками. Никто не может знать заранее, каковы будут итоги такого противостояния. И только 13-го Адара евреи увидели чудеса Провидения, когда ни один из их ненавистников не посмел поднять на них руку, а наоборот, сами евреи атаковали своих врагов и разбили их в неимоверных масштабах.
Из всего сказанного вытекает, что избавление Пурима состояло как бы из двух этапов: первый этап — падение Амана — произошел фактически сразу после отправки посланий, а второй — реальное спасение от страшного погрома и, напротив, победа над врагами — имел место только 13-го Адара, почти год спустя.
Отсюда становится понятно, почему есть преимущество в том, чтобы праздновать Пурим во втором Адаре, соседствующем с Нисаном. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что избавление Адара как бы произрастает из избавления Нисана — в праздник Песах. Ведь именно благодаря святости этого времени Эстер преуспела в своей задаче. Более того, как известно, козни Амана зиждились на грехах еврейского народа, поэтому для спасения было необходимо полное раскаяние. И именно праздник Песах является оптимальным временем для этого, поскольку в этот период как бы пробуждается истинная натура еврейского народа, единственное желание которого — служить Всевышнему и исполнять Его волю.
Это самое простое и очевидное объяснение, но в книгах комментаторов мы находим целый ряд дополнительных причин, почему необходимо приблизить Пурим к Песаху. Приведем несколько из них.

Явное и скрытое Провидение
Нетрудно подметить, что Пурим и Песах в каком-то смысле противоположны друг другу. Песах — время явных чудес, раскрытие Всевышнего, не оставляющее тени сомнения, что у мира есть Единый Владыка, которому подвластно абсолютно все, включая судьбы людей. 10 Египетских казней, рассечение Тростникового моря, чудеса пребывания целого народа в пустыне четко свидетельствовали об этом.
В свою очередь, события Пурима были полностью облачены в естественные процессы. Невнимательному обывателю они могли бы показаться цепочкой случайностей, и только внимательный взгляд различил в этой веренице направляющую руку Творца. В этом и состоит главная цель написания свитка Эстер — раскрыть, что и в состоянии «сокрытия» Всевышний всегда находится с нами[6] и готов избавить нас от всех проблем, если только со своей стороны мы обратимся к Нему.
Поэтому так важно как можно больше приблизить Пурим к Песаху. Этим мы хотим продемонстрировать, что не только явные чудеса Песаха, но и «случайные» события Пурима в равной степени раскрывают нам провидение Всевышнего и Его опеку![7]


Дарование Торы в Пурим
Дополнительную связь между Песахом и Пуримом мы находим в словах наших мудрецов в трактате Шаббат (88-а). Там сказано, что в Пурим евреи удостоились качественно нового принятия Торы. Во время Синайского Откровения они приняли Тору «по принуждению», и только в Пурим получение Торы было совершено при полном согласии народа.
На первый взгляд, непонятно о чем идет речь, ведь до получения Торы на Синае евреи провозгласили «Наасе ве-нишма» (Шмот 24:7) — «Будем исполнять и внимать (Высшей воле)». Где же здесь принуждение?
Суть дела объясняет Маараль из Праги. Исход из Египта, сопровождавшийся явными чудесами и полным раскрытием Всевышнего, привел к тому, что у еврейского народа была почти что отнята свобода выбора! Когда разуму предельно ясно, что только с помощью Торы человек может достигнуть своего призвания, принятие Торы становится для него принудительным действием. Но с другой стороны, вся цель человека в этом мире — служить Творцу, используя собственную свободу выбора, поэтому в принятии Торы на Синае был определенный недостаток.
Он был исправлен в Пурим, когда, как мы сказали, присутствие Всевышнего было завуалировано за завесой случайностей, что позволило свободе выбора остаться на своем месте. Тем не менее, евреи того поколения под руководством Мордехая отчетливо поняли, кто стоит за кулисами и управляет театром марионеток. Как было сказано выше, они почувствовали любовь и опеку Всевышнего даже в состоянии «сокрытия Его Лица». А как следствие, отвечая любовью на любовь, приняли на себя иго Торы уже полностью добровольно, используя собственную свободу выбора!
В этом еще один аспект связи между Песахом и Пуримом. Вся цель Исхода из Египта сводилась к получению Торы на Синае, а поскольку в Пурим народ удостоился качественно нового получения Торы, мы празднуем его «ближе» к Песаху, чтобы показать, что в конце концов Песах (в который произошел первый этап избавления) действительно привел к полноценному принятию Торы во времена Пурима[8].

Адар и Нисан — два Машиаха
Объяснения, приведенные выше, представляют Нисан (Песах) как корень и основу для Адара (Пурима). Для полноты картины приведем противоположный подход, согласно которому Адар является преддверием Нисана.
Про месяц Нисан сказали мудрецы (трактат Рош а-Шана 11а): «В Нисане были избавлены (из Египта), в Нисане же будут избавлены во времена Машиаха». Машиах, которого все мы ожидаем, будет родом из потомков царя Давида из колена Йеуды. Но кроме Машиаха бен Давида, есть еще Машиах бен Йосеф — из колена Йосефа. Как разъясняется в книгах, у каждого из них своя особая функция: Машиах бен Йосеф должен освободить народ от гнета других народов и ненавистников, и тем самым подготовить почву для раскрытия Машиаха бен Давида, цель которого — духовно возвысить еврейский народ и приблизить его к Творцу.
Двенадцать месяцев года соответствуют 12 коленам Израиля. Первый месяц Нисан соответствует колену Йеуды (четвертому сыну Яакова от его жены Леи, который получил функцию царства и таким образом занял первое место среди других[9]), поэтому именно тогда мы особенно ожидаем появления Машиаха из рода Давида. А месяц Адар соответствует Йосефу (первенцу Рахели, любимой жены Яакова). Поскольку Йосеф удостоился двух колен (Менаше и Эфраим) ему соответствует месяц Адар, который удваивается в високосный год. Поэтому в этот месяц мы особенно ожидаем Машиаха бен Йосефа, призванного избавить нас от ненавистников, подобно тому, как в Пурим Мордехай (из колена Биньямина, второго сына Рахели) избавил евреев от других народов. Именно поэтому мудрецы постановили праздновать Пурим в преддверии Песаха, чтобы этим самым приблизить положительное влияние двух этих времен и ускорить приход двух Избавителей нашего народа[10].

Намек на месяцы Нисан и Адар
Завершим этот очерк интересным намеком из книги «Бней Иссахар».
В хвалебной молитве Алель сказано (Теилим 118:25): «Пожалуйста, Всевышний, спаси нас сейчас! Пожалуйста, Всевышний, дай нам удачу сейчас!". Слово “сейчас” на иврите на — ??, аббревиатура "Нисан Адар». Имеется в виду, что именно эти два месяца — первый и последний месяцы года — являются особо благоприятными для чудес и избавлений, поэтому спасение и удача в первую очередь относятся к этим месяцам.
И еще мы хотим подчеркнуть, что просим спасения и удачи как в аспекте «Нисан» — открытые и явные чудеса, так и в аспекте «Адар» — чудеса скрытые, облаченные в естественный покров, поскольку мы твердо верим, что все события, окружающие нас, посланы направляющей рукой Творца.
С уважением, Натан Агрес.

================

[1] Это требование можно объяснить двумя причинами: во-первых, существует опасение, что позже заповедь может быть не выполнена вообще в силу различных непредвиденных обстоятельств, а во-вторых, сама проворность и быстрота в исполнении свидетельствует о нашем стремлении исполнить Высшую волю и о том, что это желанно и приятно нам, и не является тяжкой обузой.
[2] Трехдневный пост начался сразу же в день рассылки писем, 13-го Нисана, поэтому последний день выпал на 15-е число, день праздника Песах (Мидраш Эстер Раба гл. 8 п. 7, Пиркей де-Рабби Элиэзер гл. 50 и др.).
[3] Под предлогом того, что ее нашли подкидышем, национальность которого никому не известна.
[4] См. трактат Мегила 16,-а.
[5] См. комментарий Ор Ахаим а-Кадош (Шмот 12:42) от имени Мидраша, что ночь Песаха уготовлена для спасения, и в эту дату произошли пять чудесных избавлений:
   1) Авраам разбил войско четырех царей (см. Берешит 14:15).
   2) Всевышний вывел народ из Египта (см. Шмот 12:29).
   3) Ангел Гавриэль умертвил войско ассирийского царя Санхерива при осаде Иерусалима во время праведного царя Хизкияу (см. книгу Мелахим II гл. 15).
   4)Произошло избавление во времена Пурима.
   5) Всевышний избавит народ в будущем при приходе Машиаха.
[6] По этой же причине Имя Всевышнего ни разу не упоминается в свитке в явной форме (а только намеком), ведь сам Творец как бы скрыл Себя за завесой естественного хода событий.
[7] По книге «Бней Иссахар», мамарей ходеш Кислев-Тевет гл. 4.
[8] По книге «Мидраш Элияу» (автора Шевет Мусар).
[9]  Так же и месяц Нисан: хотя он седьмой от начала года (если отсчитывать от сотворения мира), Всевышний сделал его первым, поскольку именно в этот месяц произошел Исход из Египта и «родился» еврейский народ (см. Шмот гл. 12 и Рамбан там).
[10] По книге «При Цадик» на Шмот, рош ходеш Адар шени.
https://toldot.ru/urava/ask/urava_8837.html

 

Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
  ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц    
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.