автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Статьи

Нелегкий путь в иврит «Приехав в Израиль сложившимся писателем четверть века назад, я заявил, что если и буду продолжать писать, то только на иврите. Мне к тому времени было 40 лет, иврита я совершенно не знал. Мои друзья, репатриировавшиеся два, пять, 20 лет назад, поспешили остудить мой пыл, в один голос сказали: тот, кто приехал сюда в зрелом возрасте, не может овладеть ивритом на таком уровне, который позволит ему писать что-то длиннее и сложнее заявления в собес о пособии. "В особенности это верно для нас, людей образованных, - добавили мои товарищи. – Опыт показывает, что простолюдинам проще освоить новый язык. А для нас, людей с дипломами, кандидатов и докторов наук это безнадежное дело"...»


Медицинские аспекты памяти (тезисы), «Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для ...»


----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота

 

июнь, 2019 г.

 

«Кто хочет – тот добьется...»
(О «фиговом листе» Михаила Заборова)


5 июня 2019 года на совместном заседании...

 

Захар Гельман (Реховот)

 

Творения Михаила Абрамовича Заборова всегда интересны. Иногда они могут представляться спорными, но неоднозначность их восприятия говорит о необычном и оригинальном взгляде писателя и художника .

 

Михаил Заборов свободен и откровенен в своем понимании гармонии мира. Главную идею, которая вытекает из его доклада, можно определить как одухотворенность мироздания. Причем эта одухотворенность представляется ему целостной и единой потому, что все составляющие природы одухотворено. Именно так я понял смысл и пафос восприятия М,А, Заборовым мироздания. Несомненно, это восприятие поэта. Такой точки зрения придерживались древние греки, считавшую всю Землю живым существом.

 

В этой связи мне вспоминается книга ныне покойного моего коллеги историка науки, философа и химика Вадима Львовича Рабиновича «В каждом дереве скрипка». Если Вадим Рабинович ощущает «в каждом дереве скрипку», то Михаил Заборов верит, что одухотворена каждая песчинка бытия. Если же «все» одухотворено, то это «все», опять же, согласно М.А. Заборову, может коммуникатировать со «всем». Подобный поэтико-художественный взгляд не может не быть интересным и одновременно не спорным.

 

И в самом деле, зачем при таком восприятии запреты, которые автор доклада называет «фиговыми»? «Два вопроса взывают к нашему интеллекту и к нашей совести! – утверждает Михаил Заборов и, не конкретизируя сами вопросы, отвечает на них так: «Для того, чтобы понять значение запрета, нужно понять значение того, что он запрещает, тут ключ проблемы. А запрещает он ВЗГЛЯД (выделено М.З.), который неспроста я использовал в заглавии своего текста. И тем фиговый запрет запрещает жизненно важную биологическую коммуникацию, ибо тело - это не только физиология - это еще и наипервейший экзистенциальный биологический язык, осуществляющий такую же жизненно необходимую сексуально-духовную коммуникацию».

 

Обращаю внимание на термин «сексуально-духовная коммуникация». Если в данном случае автор понимает секс как инстинкт всего живого, включая, разумеется, и человека, а духовность только соотносимую с миром людей, то не согласиться с ним нельзя. Я бы, правда, использовал для духовной, то есть человеческой не плотской коммуникации, термин «романтизм».

 

Ведь вполне реалистична ситуация, когда человек живет сексуальной жизнью с одним объектом, а мечтает, фантазирует себе совершенно иной. Михаил Заборов пишет: «Всякое живое существо обладает элементарным правом на наготу, на экзистенциальный свой язык - язык тела - демократию джунглей». Под языком тела обычно понимаются пластические движения (например, спорт и особенно гимнастика) и танец. Разнообразие танцев и есть разнообразие языков тела. Причем, танцы характерны для предсексульных игр (ухаживаний) и в животном мире. Признаюсь, мне не совсем понятно, что имеет ввиду автор, использовавший выражение «элементарное право на наготу». В его докладе «это право» скорее предполагает опять же инстинкт, который, прошу прощения за тавтологию, обладает «правом по праву инстинкта».

 

«Философы, психологи писатели – «душелюбы и людоведы» очень любят петь хвалы слову, - продолжает Михаил Заборов, - оно де человека и создало, слово лечит, слово калечит... психология оперирует только словом… правильно говорят людоведы и душелюбы. Только есть в прекраснодушном славословии некая скрытая стерилизация наших тел и душ, ибо стыдливо отводят славословы глаза от основы основ человеческой коммуникации - от символики нашего тела».

 

Прочитав этот абзац «с ходу», я его просто не понял. Но перечитав, полагаю, что в принципе Михаил Заборов прав, ибо действительно часто «ученый люд» дает простые ответы на вопросы, на которые пока ответов нет.

 

В докладе говорится: «Сексуальная мораль, господствующая сегодня во всем мире - это своеобразная интерпретация того же закона джунглей, только облаченная в чопорные канонические, судейские и моралистские мантии. Однако мораль эта как и закон джунглей дает зеленую улицу, особенно в сексе, сильным, и издевается над слабыми, что мы еще проследим».

 

Смелое заявление! В моем понимании «сексуальная мораль» даже в человеческом обществе различна. Этот вопрос я не исследовал, но дилетантски могу согласиться с тем, что в некоторых сообществах она, «сексуальная мораль», подобна «закону джунглей». Хотя ниже в том же докладе Михаила Абрамовича говорится, что «морские организмы размножаются без телесного контакта чисто визионистским, скопофилическим, «эксгибиционистски – вуайеристским» путем». Такое размножение на «закон джунглей» не похоже.

 

Одновременно не может не поражать некоторая прозорливость (иначе трудно назвать) Михаила Заборова. В недавних исследованиях французских ученых Университета Бургундии города Дижона утверждается, что самки рыб, именуемых цихлидами, ведут себя необычным образом, когда их разлучают с партнером, с которым они долгое время были вместе. Эти рыбы становились апатичными и лишь изредка подплывали к кормушке. Ученые делают вывод, который просто не укладывается в голове, ибо предполагается, что самки «страдают (?! – З.Г) от любви».

 

Не будучи специалистом по проблемам психических извращений, не считаю себя вправе выражать некомпетентное мнение о некоторых позициях доклада Михаила Заборова. Прямо скажу: ряд определений автора неожиданны и одновременно лично мне - выражусь откровенно - не понятны. Например, «садизм» автор доклада определяет так: «...это гипертрофия жизненной борьбы, в такой борьбе всегда есть победитель, который наслаждается и побежденный, который погибает или страдает». Мне же ближе и понятнее классическое определение «садизма», как «получение субъектом удовольствия от унижения и страданий других». Согласно медицинским данным, у 40% пациентов-садистов замечены признаки патологий в височной доле. Вероятно, Михаил Абрамович, как поэт и художник проникает в понимание «садизма» глубже и определяет его тоньше. Он развивает свою мысль таким образом: «Пока борьба носит практический характер, она жестока, но это еще не садизм. Когда же экзистенциальная борьба переходит в чисто психологический регистр и победа-наслаждение, поражение-страдание становятся самоцелью победителя - это садизм».

 

М. А. Заборов прав, когда пишет: «Художник нового времени не желает больше выражать в своем искусстве традицию, которая прежде была важнейшей ценностью, рушит каноны, бежит от них, главное теперь выразить себя и запечатлеться в глазах общества, как оригинальная, неповторимая и сильная личность, как герой культуры. И это своеобразный эксгибиционизм». Известный российский и советский актер Олег Басилашвили в недавнем интервью «Литературной газете» выразил ту же мысль, когда, отвечая на один из вопросов, заметил: «...сейчас мы живем в эпоху, переломный момент перехода в другую эру, в эру цифровой технологии, компьютеризации». Басилашвили считает, что современная театральная публика изменилась. «Она (публика – З.Г.) привыкла развлекаться, считать, что театр – это вроде цирка... Александровском театре на спектакле «Швейк» все снимают штаны. Очень смешно, я понимаю, посмотреть на 30 человек без штанов. И зритель хлопает, потому что не каждой женщине приходится увидеть сразу 30 голых мужиков».

 

В докладе Михаила Абрамовича значительное внимание уделено темам нудизма, вуайреризма и эксибиционизма. Темы вполне современные, хотя в спектр моих интересов они никогда не входили. Меня (и особенно мою жену Хану) интересует художественное или, как она говорит, «музейное обетование картин». Хотя на красоте тел, пластике движений мы взгляд остановим. Картины художников, использовавших натурщиков и натурщиц, и, может быть, творения профессиональных фотографов мы вниманием не обделим. Хотя где-то я прочитал, что, «прекращая защищать себя одеждой от окружающей среды, люди острее чувствуют ее загрязнение». Еще бы! Опасно и просто неприятно, например, ходить босиком по окуркам или стеклам от разбитых бутылок.

 

В конце 1924 года в Москве прошла демонстрация общества «Долой стыд!». В первое десятилетие после октябрьского переворота 1917 года подобные общества, как грибы после дождя организовались во многих российских городах. «Бесстыдники», входившие в эти общества, считались «идейно-помешанным людом новой формации». При том, они провозглашали себя детьми солнца и воздуха, коммунарами, не нуждающимися в одежде, демонстрирующими красоту тела».

 

М. А.Заборов пишет: «Фрейдизм во всех его вариациях почти не заметил, не понял и не оценил важности эксвуайеристского комплекса и таким образом упустил самую суть своего собственного пансексуализма-сексософии. Эксвуайеристский он же, скажем, океанический комплекс выдвигает на первый план самый эфемерный, духовный аспект человеческой психологии – духовное взаимоотражение – общение душ, которое неотделимо от общения тел». Эта мысль Михаила Абрамовича интересна, но он выразил ее слишком мудрено.

 

В конце 1924 года в Москве прошла демонстрация общества «Долой стыд!». В первое десятилетие после октябрьского переворота 1917 года подобные общества, как грибы после дождя организовывались во многих российских городах. «Бесстыдники», входившие в эти общества, считались «идейно-помешанным людом новой формации». При том, они провозглашали себя «детьми солнца и воздуха, коммунарами, не нуждающимися в одежде, демонстрирующими красоту тела». «Морализаторство - форма духовного насилия, отнимающего у женщины и мужчины право решать за себя и для себя!» - считает художник, писатель и поэт Михаил Заборов. И с этим тезисом не поспоришь. Поэтому автор предлагает «создать философское общество для обмена мнениями по нашей новой сексософии». Уверен членам общества на своих собраниях скучно не будет.

 

Красноречиво звучит ивритская пословица «Эйн давар, шеомед лифней а- рацон», что в дословном переводе означает: «Нет ничего (точнее, не так много преград), что помешают удовлетворить желание...». Трудно устоять перед влечением, перед вожделением. В любом варианте мощь эмоциональных проявлений определяет жизненный путь мужчины и женщины. Однако сущностный смысл этой пословицы проще: «Кто хочет - тот добьется..».


 

Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
Copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.