автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
----------------
 
 
Архив
 
Дом ученых и специалистов Реховота

 

октябрь, 2016 года

 

Юлия Систер

 

Презентация новой книги «Безродные патриоты».
10 октября 2016 года)

 

Александр Я. Гордон (Хайфа)

 

«Безродные патриоты»

(новая книга, изданная в издательстве Scripta publications, Haifa-Jerusalem, 2016)

 

Памяти моих родных, жертв кампании по «борьбе с безродными космополитами»: бабушке Х.-Р. О. Поволоцкой-Хинчин, маме Д. Я. Хинчин-Дейген, отцу Я. И. Гордону, тёте Л. Я. Хинчин; памяти моего отчима М. Ф. Дейгена, спасшего меня от «безродного патриотизма»; моей супруге Инне и моим детям Ариэлю и Дине, которых я спас от «безродного патриотизма», посвящается эта книга.

Александр Яковлевич Гордон родился в 1947 году в Киеве. Выпускник физического факультета Киевского государственного университета. Репатриировался в Израиль в 1979 году. В течение 13 лет нёс резервистскую службу в боевой части израильской армии, участвовал в Первой ливанской войне. Полный профессор физики на факультете естественных наук Хайфского университета и в академическом пединституте «Ораним», в котором возглавляет комиссию по назначению профессоров от имени Совета по Высшему образованию Израиля. Заведующий кафедрой математики и физики (1998-2001), заведующий кафедрой точных наук (2012-2015). Публиковался в 51-м издании 11 стран. Автор книг «Еврейские вариации» (2007), «Этюды о еврейской дуальности» (2010), «Двойное бремя» (2013) и около 500 публикаций в печатных и сетевых изданиях на русском, английском, немецком языках и на иврите. Сотрудничал с радиостанциями «Голос Израиля» и «Рэка». Был членом редколлегии журнала «Кинор».

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия ........................................................
Всеобщий антигерой (Б. Спиноза) ...................................
Сизифов камень «немецкого Сократа» (Моисей Мендельсон) …..................................................
Красный ребе (Моисей Гесс) ...........................................
По гамбургскому счёту (Габриэль Риссер) .....................
Деревенские рассказы Бертольда Ауэрбаха ....................
Зевс из Трира (К еврейскому вопросу Карла Маркса) ......
«Большевик» из гетто Франкфурта (Людвиг Бёрне) ........
Встречи с Генрихом Гейне ..............................................
Социалистический аристократ (Фердинанд Лассаль) .......
Неврозы Зигмунда Фрейда ...............................................
Профиль монарха (Анри Бергсон) ....................................
Несостоявшаяся химия (Фриц Габер) .............................
Величие и падение коренного чужака (Вальтер Ратенау)..
Поверх испанских барьеров (Л. О. Пастернак и Б. Л. Пастернак) ............................................................
Перманентный революционер (Александр Парвус) ..........
Конец революционера (Курт Эйснер) ...............................
Красная Роза (Роза Люксембург) .....................................
Революционный этюд (Отто Вейнингер, Теодор Лессинг, Вильгельм Райх, франкфуртская школа) ...........................
Игра короля (Эмануил Ласкер) .........................................
Мелодии и финале оловянного солдатика (Леон Йессель)
Трагедия европейца (Стефан Цвейг) .................................
История одного безумия (Эрнст Лиссауэр) .......................
Неуспех Лиона Фейхтвангера ............................................
В красном квадрате (Дьёрдь Лукач) .................................
Двойник Генриха Гейне (Курт Тухольский) .........................
Шестидневный президент (Эрнст Толлер) ...........................
Еврейские ноты Осипа Мандельштама ...............................
Призрак социализма (баварские революционеры, Герберт Маркузе) ................................................................
Неоконченная симфония (Ирэн Немировски) ......................
Человек из театра абсурда (Эжен Ионеско) .......................
По ту сторону еврейских шуток ..........................................
Пути еврейские ...................................................................
Библиография .......................................................................

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Написание этой книги началось с истории, происшедшей в жизни автора. Книга называется «Безродные патриоты», но тот, кто знаком с событиями 1949 года в СССР, легко усмотрит за этим названием тогдашнюю презрительную кличку евреев, деятелей искусства и культуры, - «безродные космополиты». У людей, не имевших отечества и языка, у людей, чей народ пережил геноцид в недавно закончившейся Второй мировой войне, отнимали право на занятие искусством и культурой народов СССР. Коренным чужакам, евреям, было объявлено, что они «безродные», то есть безродинные космополиты, люди ниоткуда, неспособные понять русскую или украинскую душу, русскую или украинскую культуру, литературу, театр и музыку русского, украинского и других народов СССР, что они могут лишь внедрять чужое, иностранное и загрязнять чистое, подлинное, национальное. От незваных гостей потребовали снять маски и прекратить прикидываться деятелями национального искусства.

 

Рихард Вагнер в статье «Еврейство в музыке», написанной за сто лет до погромов 1949 года в СССР, начал изгонять евреев из искусства: «…вся европейская цивилизация и её искусство остались чуждыми для евреев: они не принимали никакого участия в образовании и развитии их, но только издали, лишённые отечества, они присматривались к ним. На нашем языке и в нашем искусстве еврей может только повторять, подражать, но создавать изящные произведения, творить - он не в состоянии». По словам одного из главных героев-жертв космополитической травли, друга моего отца, писателя Александра Михайловича Борщаговского, «обвинялась кровь». Среди носителей обвинённой крови были мои родные. В марте 1949 года мой отец Яков Ильич Гордон и сестра моей матери Лия Яковлевна Хинчин были объявлены «безродными космополитами» и уволены из Киевского университета и Киевской консерватории соответственно. Двое из четырёх взрослых членов нашей семьи одновременно лишились заработка, были подвергнуты внесудебным преследованиям, проработке на собраниях и осуждению в газетах. Начались скитания. Из-за больших житейских трудностей мои родители развелись.

 

Понятие «безродные космополиты» было неточным, ибо космополитизм должен связываться с широтой взглядов и терпимостью и противопоставляться узости национализма. В 1940-х годах евреи, деятели культуры, старались внести вклад в национальную культуру республик СССР. Поскольку у них отнимали право представлять отечественную культуру, точнее было бы назвать их «безродными патриотами».

 

Явление «безродных патриотов» выходило далеко за пределы СССР и уходило в глубину истории евреев. Двойственное отношение к своему и другим народам и тема безответной любви евреев к европейским нациям и странам, в которых они родились, стали лейтмотивом биографических очерков, помещённых в этой книге. Леон Поляков в книге «История антисемитизма» писал: «Отсюда проистекает трагедия эмансипированного еврея, который отныне стремится оценивать себя самого по меркам преобладающего христианского общества, смотреть на себя чужими глазами. Иногда он себя переоценивает, но чаще осуждает, и эти два подхода легко уживаются друг с другом». Два подхода, упомянутые Поляковым, не всегда «легко уживались». Я хотел показать дилеммы и раздвоенность жизни евреев в диаспоре в эссе о некоторых выдающихся представителях нации. Я старался изобразить духовный мир своих героев, «безродных патриотов», и показать бремя, которое они несли в силу своего происхождения. Психологическая дуальность, порождённая желанием быть «нормальными», как все, в то же время, оставаясь евреями, а иногда и полный разрыв с еврейством ради «более высоких идеалов», стали национальной экзистенцией.

 

Я хотел бы поблагодарить тех, без кого эта книга не была бы написана. Моя покойная мама Дора Яковлевна Хинчин-Дейген внимательно прочитывала и правила мои тексты, пока ей позволяло ухудшавшееся зрение. Мой покойный отчим Михаил Фёдорович Дейген, член-корреспондент Академии Наук УССР, профессор физики, всегда противился моим увлечениям философией, психологией и историей. Он повлиял на моё становление гораздо больше тех, с кем я был связан кровными узами. Он увлёк меня в физику, научил думать, бороться и открыл мне трагический и волнующий мир еврейства. Моя жена Инна Гордон была моим первым читателем и внесла много поправок в тексты очерков. Она верила в мои способности эссеиста и предоставила мне возможность заниматься такой далёкой от моей профессии, трудоёмкой деятельностью, взяв на себя ряд моих домашних обязанностей.

 

В презентации рассмотрены 5 видов реакции «безродных патриотов» на еврейский вопрос.

1. Г. Риссер, Б. Ауэрбах, В. Ратенау, Ф. Габер, Л. Йессель и Э. Лиссауэр: выход из еврейского патового положения - германский патриотизм. Ратенау убит националистами, Йессель замучен гестапо. Писатель И. Немировски считала высшей ценностью быть француженкой. Она крестилась. В французском гражданстве ей отказали. Французская полиция депортировала её в Освенцим на казнь.

2. С. Цвейг и К. Тухольский решали еврейский вопрос шире: их родина - Европа. Англия и Швеция отвергли их, они покончили с собой.

3. Л. Бёрне, К. Маркс, Ф. Лассаль, А. Парвус, К. Эйснер, Р. Люксембург и Э. Толлер пошли дальше: все проблемы, среди них «мелкая» еврейская, исчезнут благодаря мировой социалистической революции. Их родина - весь мир, нуждающийся в переделке. Бёрне забыт. Эйснер и Люксембург убиты, Толлер покончил с собой, Парвус умер отвергнутый германской и российской социал-демократическими партиями, оклеветанный и забытый.

4. Проект преобразования человечества Г. Маркузе - создание «антимира». Человечество улучшится благодаря победе аутсайдеров над инсайдерами. Аутсайдеры - безработные, люмпены, бунтующая против отцов молодёжь, народы стран 3-го мира, которым рекомендуется насилие против «репрессивного» общества. Как и другие теоретики «новых левых», Маркузе констатировал «порочность» «общества потребления» и предлагал создание «антимира», мира антизападной цивилизации. Его союзники: национальные, расовые, сексуальные меньшинства, гастарбайтеры, безработные, феминистки. Маркузе делал ставку на 3-й мир, глобального аутсайдера и противопоставил его 1-му миру, населённому сытым мещанским «самодовольным стадом» - средним классом.

Теория Маркузе. имеет успех в 3 мирах - в антиамериканских нападках на либеральном Западе, в России и в странах 3-го мира. «Аутсайдеры» 3-го мира, религиозные и национальные экстремисты стремятся уничтожить общество, которое кормит и содержит бoльшую часть человечества, их в том числе.

Претензии исламских экстремистов к Западу похожи на критику Маркузе: исламу угрожает опасность из-за агрессивности империалистов и впрыскивания «яда» западной культуры, отравляющей душу «наивного и чистого» правоверного мусульманина. Люди, экспортирующие исламский террор на Запад, опасаются импорта западной цивилизации в мусульманское общество. Как и Маркузе, они строят антицивилизационный «антимир».

5. После 1 мировой войны и революций в России, Германии и Венгрии звание революционера стало для евреев рискованным и вынудило приобрести более безопасный облик - либеральный. Этот поздний либерализм был очищением от национальной ноши, от особенностей народного сознания. Либерализм стремится к созданию общества, в котором человек, не Бог, не правитель земной, не класс-гегемон - высшая ценность. После свержения Бога западные либералы обожествили человека. Вместо Бога они создали нового кумира - личность - и стали личности воздавать божественные почести. Возник культ личности, не одной личности тирана, а культ любой личности, даже если у неё мало достоинств.

Рассматриваются 2 примера из книги.

1. История одного безумия. Триумф и трагедия евреев германоязычного мира в Первую мировую войну. Их супер-патриотическая, прогерманская эйфория от опъянения войной, военный психоз, слепая националистическая вакханалия поэта Эрнста Лиссауэра, психоаналитика Зигмунда Фрейда, композитора Арнольда Шёнберга, философа Мартина Бубера и других известных евреев, а также еврейских организаций. В полном варианте очерка, помещённого в книге, рассказывается о подобной реакции французских евреев.

2. Над еврейским барьером Бориса Пастернака. Приводится сильно сокращённый вариант очерка, в котором описываются противоречия между поэтом и его отцом академиком живописи Леонидом Пастернаком. Рассматривается критическое отношение поэта к еврейскому народу, его замалчивание, игнорирование и даже осуждение страданий нации. В книге 32 эссе из 38, написанных автором, о 50 выдающихся евреях, «безродных патриотах».

 



Презентация книги «Безродные патриоты». Выступает автор



Александр Гордон отвечает на вопросы

 

Обсудить на форуме

 

НИЦ «Русское еврейство в зарубежье»


 

Страница 1 из 1
  ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц    
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.