English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Архив:

 2013 год
 2012 год
 2011 год
 2010 год
 2009 год
 2008 год
 2007 год

Наши авторы:

Яков Иовнович, Юлия Систер, Климентий Левков, Феликс Сромин, Реувен Бесицкий. Эдуард Коркотян и другие...



Правила публикации статей, научных работ... на cайте или форуме Дома ученых и специалистов



Мероприятия в НИЦ

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Культурный центр
Oтдела Aбсорбции

Программа
мероприятий
Культурного центра отдела абсорбции


----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье» и
Дом ученых и специалистов Реховота

 

июнь, 2017 г.

 

Совместный семинар НИЦ «ЕРЗИ» и
Дома учёных и специалистов Реховота

27 июня 2017 года

 

Доктор Юлия Систер

 

В этот вечер в Бейт Оле состоялась встреча с известным участником сионистского движения в СССР, узником Сиона Давидом Мааяном (Черноглазом). Тема его выступления "Прорыв железного занавеса. Так начиналась алия (1968 - 1971 гг.)" привлекла многих слушателей, среди которых были и отказники..Как обычно, к нам приехали люди из близлежащих городов.

Родился Давид Черноглаз в 1939 году в г.Ленинград (Пушкин), в семье, вполне интегрированную в советскую среду обитания, но при этом сохранявшую национальную принадлежность и эмоциональную связь с еврейской традицией (отец - врач, мать - библиотекарь). В молодости Давид пришел к отрицанию советской идеологии и образа жизни и, как альтернативе им, к сионистским убеждениям.

Окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, учился в аспирантуре.

В 1956 году исключен из института за "идеологически вредные высказывания". В 1958-60 годах организовал кружок студентов, занимавшийся изучением еврейской истории, сбором и распространением сведений об Израиле. Задержан и допрошен КГБ; исключен из института за "еврейский национализм". Для "перевоспитания" отправлен в армию.

После возвращения из армии в 1964 г. организовал в Ленинграде сионистскую группу (А.Шпильберг, В. Могилевер, Б.Товбин и другие), которая со временем выросла в организацию, насчитывавшую десятки членов и сотни сочувствующих. Ее активисты создавали кружки по изучению иврита и еврейской истории, распространяли "Самиздат" и информацию об Израиле, поддерживали связь с сионистами Риги, Москвы, Кишинёва и других городов.

Давид Черноглаз был первым в 1967-1970 гг. подпольным преподавателем истории и географии Израиля; подготовил несколько учителей по этим предметам.

Был членом руководящего органа организации и её казначеем; участвовал в работе Всесоюзного координационного комитета сионистского движения (ВКК). В 1969 году подал ходатайство на выезд в Израиль, получил отказ, после чего, вместе с товарищами вступил в открытую борьбу с властями СССР за свободу выезда в Израиль. Составил и организовал подписание нескольких коллективных писем с требованием свободы выезда в Израиль.

В июне 1970 года был арестован в ходе масштабной карательной операции, проведенной органами КГБ в связи с "Самолетным делом".

Давид Черноглаз знал о готовившейся попытке захвата самолёта, но следствие не смогло собрать доказательств этого. В итоге его обвинили в распространении антисоветской литературы (т.е. "еврейского самиздата") и "укрывательстве краденого государственного имущества" (речь шла о попытке группы еврейских активистов из Кишинева выкрасть списанную множительную машину "Эра", чтобы получить независимую полиграфическую базу, и печатать учебники иврита, на которые спрос вырос до десятков тысяч).

После следствия в УКГБ Ленинграда и Кишинёва осуждён Верховным судом Молдавской ССР по статье "антисоветская пропаганда" на 5 лет лагерей строгого режима (июнь 1971 г.). Наказание отбывал в лагерях для "особо опасных государственных преступников" Мордовии и Урала, затем, как "не поддающийся перевоспитанию" и "дурно влияющий на других заключенных", был переведён во Владимирскую крытую тюрьму.

В заключении продолжал сионистскую работу.

Освободился в июне 1975 года на условиях административного надзора, однако вскоре получил разрешение на выезд в Израиль.

В Израиле ивритизировал фамилию на Мааян.

Реализовал профессию в рамках договора с Египтом, и стал фермером. Организовал "гарин" (ядро) нового поселения и был в числе основателей мошава Приэль в Северном Синае (1977-82 гг.).

После того, как поселения Синая были разрушены, а их жители эвакуированы (1982 г), переехал в мошав Аругот (р-н Лахиш), сегодня живёт и работает там.

Был членом правления и вице-президентом Сионистского форума.

Председатель Координационного комитета активистов Алии из СССР, Координатор Клуба сионистских ветеранов (КСИВа).

 

Источники:

 

http://ejwiki.org

http://www.angelfire.com

Доклад, прочитанный на конференции по иудаике "Сефер" Москва, 2008.

 

Давид Мааян предложил следующий план выступления, который мы одобрили.

1.В послесталинское время в СССР определилась политика "нормированного антисемитизма". Евреи не допускались на руководящие должности, были исключены из сферы государственного управления, международных отношений, госбезопасности и пр., был закрыт или сильно ограничен доступ в ВУЗы по некоторым специальностям. Еврейские культурные учреждения были ликвидированы и любые проявления интереса к национальной традиции энергично пресекались. Даже упоминание евреев в печати не допускалось.

При этом за евреями сохранялась возможность профессионального продвижения. Открытые проявления антисемитизма властью пресекались.

2.На всем протяжении 50ых-60ых годов эпизодически происходили проявления еврейской самоидентификации, подавлявшиеся властями.

3.Важную роль в подъеме национального самосознания играло создание Государсто Израиль и его блестящая победа в Шестидневной войне 1967 г.

4.С середины 60ых годов в разных городах возникают группы активистов, которые к концу 60ых годов выросли в еврейское национальное сионистское движение, главной целью которого была алия.

5.Власти стремились подавить движение административными методами и репрессиями, пиком которых стали аресты 1970го года и последовавшие суды в Ленинграде, Кишиневе и Риге.

6.Однако, своей цели власти не достигли. Движение приобрело широкий, открытый и наступательный характер. 7. Под его давлением, поддержанным из-за границы, власти вначале 1971г. были вынуждены открыть ворота алие. Для желающих покинуть СССР создавались всяческие трудности, однако, возможность алии стала реальной для многих тысяч евреев.

Заседание проходило очень интересно. Оно было построено на рассказе нашего гостя, на вопросах и ответах лектора и присутствующих. Вопросов, дискуссий было много. Тема интересовала всех. Поступило предложение ещё раз пригласить Давида Мааяна, чтобы продолжить этот важный и нужный сегодня разговор.

Йоси Бирнбаум записал на youtube выступление нашего уважаемого гостя, который покорил слушателей глубокими знаниями, скромностью, доброжелательностью.

По этой ссылке можно прослушать Давида Мааяна (Черноглаза):

 


Давид Мааян
Давид Мааян

Выступает Давид Мааян (Черноглаз)

 


Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.