English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Архив:

 2013 год
 2012 год
 2011 год
 2010 год
 2009 год
 2008 год
 2007 год

Наши авторы:

Яков Иовнович, Юлия Систер, Климентий Левков, Феликс Сромин, Реувен Бесицкий. Эдуард Коркотян и другие...



Правила публикации статей, научных работ... на cайте или форуме Дома ученых и специалистов



Мероприятия в НИЦ

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Культурный центр
Oтдела Aбсорбции

Программа
мероприятий
Культурного центра отдела абсорбции


Статьи

«Tворческая встреча с очень интересным человеком, академиком трёх американских академий профессором Валерием Давидовичем Розенбергом, доктором медицинских наук, автором уникальной книги "Искусство и медицина"...»


«Слово о докторе Михаиле Пархомовском, основателе НИЦ "Русское еврейство в Зарубежье", его научном руководителе, главном редакторе и издателе": 20 сентября в мир иной ушёл основатель всемирно известного НИЦ "Русское еврейство в зарубежье", его научный руководитель, главный редактор и издатель - доктор Михаил Пархомовский...»


«12 марта 2013 г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося ученого, деятельность которого была многогранна, опередившего свое время лет на сто, мыслителя, организатора науки Владимира Ивановича Вернадского....»




----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье» и
Дом ученых и специалистов Реховота

 

июль, 2017 г.

 

Совместный семинар Дома ученых и
специалистов Реховота совместно с НИЦ
«Евреи России в Зарубежье и Израиле»


12 июля 2017 года

 

Доктор Юлия Систер

 

Этот семинар состоялся в Институте Вейцмана 12 июля. Раздел "История науки" мы посвятили славному юбилею Изольды Борисовны Милютиной, внёсшей значительный вклад в музыковедческую науку. Ю.Систер

С докладом на тему: "Вехи развития компьютера. Взгляд автора" выступил Йоси Бирнбаум

 

Сегодня мы отмечаем юбилей доктора искусствоведения, Заслуженного деятеля искусств, талантливого и замечательного человека Изольды Борисовны Милютиной, нашей коллеги по Дому учёных и специалистов и по НИЦ «Евреи Росии в Зарубежье и Израиле».

 

2015 год, став юбилейным в судьбе Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы, отметившей 75 лет со дня создания первой в Молдавии государственной консерватории, по-новому поставил и вопрос о вкладе отдельных личностей в историю музыкальной культуры республики и в ее историю музыкального образования. Среди них был и профессор Борис Семенович Милютин - воспитанник Ленинградской консерватории, стоявший у колыбели первого в Молдавии симфонического оркестра, организованного еще в Тирасполе, а затем, за исключением военных лет, когда он служил в армии, пройдя трудный путь от Заполярья до Львова, всю остальную жизнь отдавший служению музам в ставшем для него родным Кишиневе.

Именно здесь его труд в качестве главного дирижера симфонического оркестра филармонии и оперного театра, профессора консерватории, руководителя ее оперной студии заслужил всеобщее признание, здесь он сам был отмечен орденами и почетными званиями, удостоившись, в том числе, и звания народного артиста - самой высшей награды в республике. Он стоял у самых истоков существования консерватории, где, воспитав ярких музыкантов - оперных певцов и дирижеров, многим дал возможность подняться до настоящих высот в искусстве. Он обучал оперному мастерству, тайнам управления оркестром, а кого-то - и теоретическим предметам. Среди прошедших его школу назовем Марию Биешу и Михаила Мунтяна, Тамару Чебан, Валентину Савицкую и Александра Огнивцева, Полину Ботезат и Людмилу Алешину, Бориса Раисова, Владимира Закликовского и Валерия Кожокару, Валерия Вдовиченко и Андрея Доноса, Елену Герман и Бориса Материнко и многих, многих других солистов - представителей не одного поколения, окончивших Молдавскую государственную консерваторию (как бы она ни именовалась в разные годы). У дирижерского пульта особого успеха в своей профессии добились такие его выпускники, как Сергей Лункевич и Тимофей Гуртовой, каждый в своем жанре.

 

С именем Сергея Лункевича тесно оказалась связанной и история семьи Бориса Милютина, где в эти же годы сложилась и идущая от него музыкальная династия. Члены ее - дочь Изольда Милютина и внучка Ирина Лункевич - вписали собственные страницы в анналы культурной жизни родной страны. Изольда Борисовна - видный музыковед (ее пианистическую карьеру прервала жесточайшая авария, едва не лишившая ее жизни), проработала многие годы в этом вузе. В разные годы она вела гармонию, курсы музыкально-теоретических систем, оперной драматургии, анализа музыкальных форм, руководила дипломными работами (выпустив 14 музыковедов, начиная с 1968 года), курсовыми и рефератами по линии студенческого научного общества.

Приходилось ей выполнять и административные обязанности в качестве заведующей кафедрой, и обязанности общественные. В частности, немало дел ее всегда ждало в Союзе композиторов, где она руководила музыковедческой секцией, организуя творческие собрания, дискуссии, конференции, круглые столы. Позже ей довелось хлопотать об организации сектора музыки в Академии наук, где она первой возглавила исследовательскую работу ученых-музыковедов. Ее перу принадлежит немало статей, опубликованных в научных сборниках и журналах, в республиканской и общесоюзной прессе. Они позволяют судить о том, что особое место в кругу ее интересов занимали проблемы национального стиля, жанра камерно-инструментальной музыки.

 

Покинув в 1999 году Молдову после смерти родителей, Изольда Борисовна с дочерью Ирой и внучкой Машей обосновалась в Израиле, где начала работать в архиве израильской музыки Тель-Авивского университета. В то же время она продолжает сохранять связи с родным вузом, живо откликаясь на приглашения заочно участвовать в конференциях, в рецензировании научных работ, как своих бывших коллег, так и студентов, мастерантов и докторантов.

В Израиле она ведет плодотворную исследовательскую деятельность, чему свидетельством являются такие ее труды, как опубликованная в 2004 году книга Между прошлым и будущим, собравшая под одной обложкой наиболее важные эссе (в том числе и о деятелях молдавской культуры) [1],

глава под названием Времен связующая нить в книге Израиль: русские корни (издание НИЦ «Русское еврейство в зарубежье», Иерусалим, 2011. [2, с.557-578]),

статьи в газетах Еврейский камертон, Новости недели (Израиль), Форвертс, Davidsongazeta (США, Нью-Йорк), в Интернете, а также материалы, вышедшие в Молдове или по молдавской тематике - Люди. Время (к вопросу о традициях) [3],

Лирический очерк - к 80-летию народной артистки Молдовы Л. Алешиной [4],

Жрица храма высокого искусства (о Марии Биешу) [5], Воспоминания о коллеге и друге (о В.Г. Загорском) [6],

Михаил Мунтян: художественное «Я» артиста: грани Личности [7], etc.

В контакте с композитором Дмитрием Киценко (ныне живущим в Канаде) ей удалось на страничках его Живого Журнала в Интернете опубликовать немало очерков, среди которых и имеющие научную ценность материалы, и окрашенные глубоко личным отношением воспоминания - в том числе о таких личностях, как ее отец или ее ученица и подруга Мария Биешу, как Леонид Гуров, Соломон Лобель, Злата Ткач, Василий Загорский и, наконец, Сергей Лункевич и Одиссей Димитриади [8].

 

Еще одной заботой стало для нее сохранение вех нашей памяти о Борисе Семеновиче. Тот же 2015 год оказался важным событием не только в жизни Академии, отмечающей свой юбилей, но и в биографии его рода: появившемуся на свет в Украине в 1905 году, в самом начале ХХ века, Милютину исполнилось бы к этому времени 110 лет. Уйдя из жизни в 1993 году, он не был забыт ни своей семьей, ни его учениками, ни родным вузом - как не можем мы забыть поколение наших отцов и дедов, тех, кому многие обязаны не только фактом своего рождения, но и профессией, образованием и всей судьбой. А став родоначальником семейной династии, он вместе с дочерью поставил на музыкальную стезю и свою внучку Ирину. Соединив в своей крови гены таких музыкантов, как Сергей Лункевич и Изольда Милютина, та выбрала для себя профессию пианистки. Еще студенткой класса А.

 

Соковнина Ира занимала призовые места на Республиканском и межзональных конкурсах, а закончив обучение (уже в Ленинградской консерватории), органично вошла в педагогический состав кишинёвского вуза в качестве концертмейстера. Более двадцати лет она работала в скрипичном классе А.Каушанского, приняв участие с его учениками в том числе и в международных конкурсах в Швейцарии и Франции. В 80-е годы Ирина выступала и соло, а также публиковала статьи в местной прессе и в журнале Советская музыка. Ее деятельность в Кишиневе, где она пользовалась серьезным авторитетом, продолжалась до 1999 года.

 

А с 2000 года, после отъезда в Израиль, она начала свою работу в Иерусалимской Академии музыки и танца имени Рубина, где и по сей день выполняет не менее ответственные обязанности главного концертмейстера Камерного хора Академии - ведущего хорового коллектива Израиля, руководимого живущим в Израиле американским дирижером Стенли Спербером.

 

Напряженная работа с хором по разучиванию и представлению слушателям самых разных произведений израильских авторов и представителей мировой классики - от Свадебки Стравинского и Реквиема Моцарта до Колоколов Рахманинова и Польского Реквиема Пендерецкого или Немецкого реквиема Брамса и т. д. - сочетается с участием в гастролях хора по городам США и в Германии.

 

Обе продолжательницы дела Бориса Милютина убедительно подтверждают высокий потенциал творческих и педагогических традиций своей семьи. Бережное сохранение их доказывает и тот факт, что на юбилейной конференции по случаю 75-летия Академии, отмечавшегося 25-26 ноября 2015 года, была представлена вниманию аудитории только что вышедшая из печати в Тель-Авиве, благодаря заботам Изольды Борисовны, книга Борис Милютин: к 110-летию со дня рождения [9].

 

Ее открывает монография Галины Кочаровой о Борисе Семеновиче, хотя и получившая несколько иной облик за счет нового оформления и дополнительных иллюстраций, но, тем не менее, уже увидевшая свет еще при жизни Бориса Семеновича, в 1987 году [10].

 

Многие годы дочь Бориса Семеновича, Изольда Милютина, мечтала подготовить к печати и опубликовать эту монографию в виде, достойном памяти ее отца - тем более, что за это время она бережно собирала воспоминания о нем, не раз перебирала фотографии, афиши из семейного архива, вела личные записи, которые позволили бы еще раз прикоснуться к его жизненному и творческому наследию. В новом издании, предпринятом на ее собственные средства, это стремление отразилось в содержании добавленных ею материалов. В результате книга получилась не просто более объемной и солидной по оформлению, но привнесла в наши представления о судьбе Бориса Семеновича новые, неизвестные детали.

 

Так, особое внимание в ней привлекает второй раздел, который кратко и емко озаглавлен словом Память...

 

Изольда Милютина в Кишинёвской Академии музыки вела курсы музыкальных историко-теоретических дисциплин (1955-1998); заведовала отделом музыкознания в АН Молдавии. У неё большой стаж в музыкальной науке, педагогике и публицистике. Постоянно выступала в музыкальных передачах радио и телевидения. Ее статьи и очерки публиковались в России, Молдавии, Израиле, Германии, США. Имя Изольды Милютиной включено в Dictionary of International Biography (Cambridge).

 

Изольда Борисовна Милютина принимала активное участие в работе Научно-исследовательского центра «Евреи России в Зарубежье и Израиле» (прежнее название: НИЦ «Русское еврейство в зарубежье»). Она является одним из авторов коллективной монографии «Израиль: русские корни», выступала на презентации этой книги в Реховоте, принимала участие в ряде семинаров, конференций. Для проекта «Научно и понятно» написала интересную статью «О Музыке». На сайте Дома учёных и специалистов Реховота представлены и другие её всегда интересные публикации.

 

Мы все поздравляем Изольду Борисовну со славным юбилеем. Желаем здоровья, дальнейших успехов, удачи, творческого долголетия, радости от родных и близких.

Библиографические ссылки

 

1. МИЛЮТИНА И. Между прошлым и будущим. Тель-Авив: Gutenberg, 2004. 292 с.

2. МИЛЮТИНА И. Времен связующая нить. В: Израиль: русские корни. Иерусалим, 2011, с. 557-578

3. МИЛЮТИНА И. Люди. Время (к вопросу о традициях). В: Invatamantul muzical la Chisinau. Chisinau, 2004, р. 80-86

4. МИЛЮТИНА И. Лирический очерк. В: Teatractie - revista UNITEM. Chisinau, 2006, No 1, p. 114-117

5. МИЛЮТИНА И. Жрица храма высокого искусства. В: Силуэт. Тель-Авив, 2012, декабрь, с. 32-38.

6. МИЛЮТИНА И. Воспоминания о коллеге и друге. В: Cercetari de muzicologie, vol. II. Chisinau, 2011, р. 197-202

7. МИЛЮТИНА И. Михаил Мунтян: художественное «Я» артиста: грани Личности. В.: Mihail Muntean: o viata in lumea muzicii. Chisinau, 2013, р. 87-100

8. МИЛЮТИНА И. Интернет-ресурс:
Мария Биешу. Восхождение. (стр. 1); Борис Семенович Милютин
; ;
Уходят люди, уходит эпоха... В.Г. Загорский
Человек-легенда… (К десятилетию со дня смерти Одиссея Димитриади)
;
Сергей Лункевич: «Жизнь уходит, а музыка остаётся»
;
Чёрные страницы истории ;
Выходцы из России в музыкальной культуре Израиля
;
Леонид Симонович Гуров и Соломон Моисеевич Лобель (стр. 2)

Злата... Какое благодарное имя! «СВЕТЛА ДОРОГА К УСТЬЮ...»

9. КОЧАРОВА Г., МИЛЮТИНА И. Борис Милютин: к 110-летию со дня рождения. Кишинев-Тель-Авив: Издательство Beit Nelly Media, 2015, 256 с., вкладки.
ISBN 978-965-561-044-4

10. КОЧАРОВА Г. Борис Милютин. Кишинев: Литература артистикэ, 1987, 108 c.

 

Из Канады, где теперь живёт талантливый композитор Дмитрий Киценко, к юбилею Изольды Борисовны пришло поздравление, которое просили зачитать на этом заседании.


К юбилею Изольды Милютиной


Дмитрий Киценко

 (Канада)

1 июля родилась Изольда Борисовна Милютина. В этом году у нее юбилей.

Изольда Борисовна - личность неординарная. В ней соединились ум, талант, красота, обаяние. Она общительна, доброжелательна, отзывчива. Будучи студентом, автору этих строк посчастливилось изучать анализ музыкальных произведений в классе доцента Изольды Милютиной, затем стать начинающим преподавателем на кафедре композиции и теории музыки Кишиневского института искусств. Естественно, было общение и на заседаниях кафедры, и на прослушиваниях новых произведений молдавских композиторов, которые были тогда в Союзе композиторов обычным делом. А позже выяснилось, что жили мы в Кишиневе на одной и той же улице Карла Маркса, только у Изольды Борисовны был дом № 13, а у нас - № 12.

 

Изольда Борисовна с детства была окружена музыкой. Отец - известный дирижер Борис Семенович Милютин, мать - Эстер Будневич училась в Ленинградском институте истории искусств, позже пела в хоре.

 

Музыковедами, как и композиторами, сразу не становятся. Сначала все учатся игре на музыкальном инструменте. Как вспоминает Изольда Борисовна «самое раннее, что запомнилось из ленинградского детства, - рояль у окна, много нот, папа учится». Рояль!.. Когда после войны семья Милютиных приехала в Кишинев, Изольда Борисовна поступила в музыкальное училище. Педагогами по фортепиано были Любовь Моисеевна Бердичевская и Юлий Моисеевич Гуз.

 А потом консерватория, причем сразу две специальности - фортепиано и музыковедение.

 

Обучение фортепианной игре в классе профессора Соковнина, а по музыковедению главным наставником стал Леонид Симонович Гуров.

 

Как яркие страницы студенческой, творческой жизни вспоминает годы учебы в консерватории Изольда Борисовна:

«Даже не верится, что в студенческие годы мне пришлось играть в Институте имени Гнесиных и перед такими знаменитыми музыкальными педагогами, как Александр Львович Иохелес, Яков Владимирович Флиер, сама Елена Фабиановна Гнесина, услышать из уст уважаемой патронессы и легендарного педагога весьма похвальный отзыв о моей игре. Всё же основным моим наставником в искусстве фортепианной игры был и навсегда останется профессор Кишинёвской консерватории Александр Львович Соковнин, в классе которого мне довелось переиграть много музыки (Баха, Бетховена, Скрябина, Прокофьева и других) и который подвёл меня к выступлению на выпускном экзамене с таким замечательным произведением мировой фортепианной литературы, как «Первый концерт для фортепиано с оркестром Брамса».

 

Говоря о Леониде Симоновиче Гурове, Изольда Борисовна пишет, что он один из ее глубоко уважаемых консерваторских педагогов, которому она сохраняет душевную верность.

 

«Он был личностью замечательной! И таковой она навсегда останется в памяти тех, кому посчастливилось знать Л. С. и общаться с этим незаурядным человеком». С большим удовольствием вспоминаю, как Изольда Борисовна вела филармонические концерты в Кишиневе.

 

А сколько статей написано! О прошедших концертах, о новых музыкальных произведениях. С благодарностью вспоминаю, что и моя музыка часто становилась объектом пристального внимания Изольды Борисовны.

 

Совсем недавно мы стали свидетелями выхода в свет книги, посвященной видному деятелю молдавской музыкальной культуры Борису Семеновичу Милютину. Ее авторы - Галина Кочарова, и Изольда Милютина. Если первая часть книги представляет собой переиздание давней монографии, написанной Галиной Кочаровой, то вторая часть книги содержит воспоминания Изольды Борисовны о своем отце, а также друзей, коллег и учеников маэстро. Что может быть дороже, чем память о родителях?!

 

Друзья, коллеги и близкие поздравляют Изольду Борисовну с днем рождения и желают доброго здоровья и традиционного 120-тилетия!

* * *

От коллег



О Милютиной

* * *

 

Затем с докладом о вехах развития компьютеров выступил Йоси Бирнбаум. ПРИЛАГАЕТСЯ

 


Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.