English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Мероприятия в НИЦ

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Статьи

 

Гранатовые дороги Григория Левина заседание, «...посвящённое проф. Григорию Левину знаменитому исследователю гранатового дерева, собравшему самую большую и уникальную коллекцию этого очень интересного объекта исследования, связанного с Торой, еврейскими традициями...»



Доклад Йоси Бирнбаум «Вклад российских евреев в архивоведение Узбекистана и...»



Памяти Иона Дегена «Умер Ион Деген, совсем немного не дожив до 92-х. Солидный возраст, но тяжесть утраты от этого не становится меньше. Для меня вся его жизнь – это подтверждение того, что он был в числе 36-ти праведников, которые, как принято считать, определяют душу народа. Человек-легенда – так его назвали, вручая статуэтку «Скрипач на крыше» на сцене Кремлёвского Дворца съездов. Чудесам в жизни Иона Дегена несть числа...»



Памяти Иона Дегена «Ушел Ион Деген! Он казался несокрушимым! Неизменно бодрый, активный, полный замыслов! Не могу представить его без постоянно готовой к отпору тяжелейшей палки, наполненной свинцом...»



----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье» и
Дом ученых и специалистов Реховота

 

март, 2018 г.

 

Совместное заседание НИЦ «ЕРЗИ» и
Дома учёных и специалистов Реховота

20 марта 2018 года в Доме Репатрианта

 

Доктор Юлия Систер

 

8 января с.г. мы провели заседание на тему "Еврейские фамилии. Происхождение и значение". С докладом на эту тему выступил Давид Мааян (Черноглаз). Тема вызвала необыкновенный интерес, вызвала много вопросов, выступлений. Поступили предложения посвятить этому вопросу ещё одно заседание как продолжение предыдущего. Оно состоялось 20 марта. Были докладчики, выступающие, многие задавали вопросы, дали оценку полученным новым знаниям. Заседание со своими комментариями вёл Давид Мааян (Черноглаз).

 

Мой доклад был посвящён ЕВРЕЯМ КАНТОНИСТАМ.

 

Одной из самых мрачных страниц в истории российского еврейства стало похищение русскими властями тысяч еврейских мальчиков в возрасте 7-12 лет и сдача их в солдаты. Похищенных еврейских детей гнали в кантонистские батальоны, расквартированные в русских губерниях и в Сибири, чтобы навсегда разорвать все связи с близкими, своим народом и своей верой. Этот многолетний геноцид еврейского народа происходил на протяжении царствования Николая I, вступившего на престол в 1825 году и правившего до своей смерти в 1855 году.

 

Целью призыва еврейских детей в русскую армию было не только и не столько воспитание профессиональных военных - в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов пытками и истязаниями принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем геноцида еврейского народа в Российской империи.

 

Капитан Герцель Цам. Единственный еврей-офицер в русской армии. Похищен в возрасте 9 лет из еврейского местечка на Волыни. Прослужил 41 год в армии, в Сибири, в Томске. Его не сломили православные палачи - он остался евреем.

 

Евреи оказались русскими подданными не по своей воле, а в результате разделов Польши в 18-ом веке. Тогда к России отошли обширные территории поделенной Речи Посполитой, на которых с 11 века проживали многочисленные еврейские общины. Отношения еврейских общин с властями в польском Королевстве строились на основе Магдебургского права и ряда привилегий, из века в век утверждавшихся польскими королями.

 

Оказавшись под властью России, евреи столкнулись с азиатской варварской деспотией, где правили не закон и порядок, а царил произвол государственной бюрократии. Еврейский народ в России оказался в положении преследуемого меньшинства, лишенного элементарных гражданских прав и подвергавшегося чудовищным преследованиям со стороны русских властей, православной церкви и ненавидящего его русского окружения..

 

В отношении евреев русские власти стремились всячески ограничить права еврейского меньшинства и добиться его ликвидации. Лучшим средством в достижении этой цели российские власти считали крещение евреев.

 

Согласно указу императора Николая I о введении для евреев натуральной воинской повинности от 26 августа 1827, евреи призывались с 12 лет, тогда как христиане призывались с 18 лет. Нормы призыва для евреев этим указом также были установлены гораздо более высокими, чем для христиан: десять рекрутов с одной тысячи евреев- мужчин ежегодно, тогда как для христиан всего семь рекрутов с тысячи мужчин раз в два года, т.е. евреев призывали почти в три раза больше, чем христиан.

 

Практически все мужское еврейское население должно было в обязательном порядке служить в русской армии. В результате, с 1827 года по 1917 год службу в русской армии прошли более двух с половиной миллионов евреев.

 

Число еврейских солдат в рядах русской армии всегда заметно превосходило процент евреев в населении России. Так, в составе 16-ой пехотной дивизии, которой командовал "белый генерал" Скобелев, отличившейся при штурме Шипки и Плевны во время русско-турецкой войны 1877-1878гг. еврейские солдаты составляли более четверти личного состава дивизии.

 

Во всех войнах России еврейские солдаты несли непомерно высокие жертвы, однако в России было запрещено производство евреев в офицеры, их лишали наград, запрещали продвижение по службе.

 

При обороне Севастополя во время Крымской войны 1854-1855гг. погибли более одной тысячи еврейских солдат и матросов, однако проживание евреев в Севастополе было запрещено антисемитскими русскими законами.

 

Особенно трагична была судьба еврейских детей-рекрутов. Хотя по указу их должны были призывать с 12 лет, на деле в армию забирали и детей 7-10 лет. Они проходили службу в кантонистских батальонах до 18 лет, после чего переводились в войска. Срок солдатской службы составлял 25 лет, причем годы, проведенные в кантонистском батальоне, в него не засчитывались.

 

Страшным было расставание: матери, пока были силы, бежали за повозками, увозившими их сыновей, крича им вслед: "Сохрани веру свою! Помни имя свое!". А повозки, набитые до отказа перепуганными детьми, увозили их на восток, в ужасную неизвестность. Пока дети ехали через местечки, еврейские женщины подкармливали их, но за пределами "черты" на сострадание не приходилось рассчитывать. Над "жиденятами" издевались из-за странной одежды, длинных прядей волос, характерной внешности, незнания русского языка. Их оскорбляли, бросали вслед камни, мазали губы салом.

 

А.Герцен в "Былом и Думах" описал свою встречу с командой призванных в армию еврейских детей, которых гнали в глубь России.

 

"Привели малюток и построили в правильный фронт. Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал - бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати еще кое-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.

Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо равнявших их; белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без ухода, без, ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу".

 

"Процесс" воспитания в православной вере еврейских детей-кантонистов строился на истязаниях и пытках Владимир Гиляровский "В моих скитаниях" пишет о своем взводном командире поручике Ярилове, вышедшем из евреев-кантонистов: "Эдак-то нас маленькими драли... Ах, как меня пороли! Да, вы, господа юнкера, думаете, что я, Иван Иванович Ярилов? Я, братцы, и сам не знаю, кто я такой есть. Меня в мешке из Волынской губернии принесли в учебный полк.

Ездили воинские команды по деревням с фургонами и ловили по задворкам еврейских ребятишек. Схватят в мешок и в фургон. Многие помирали дорогой, а которые не помрут, привезут в казарму, окрестят и вся недолга. Вот и кантонист.

- А родители-то узнавали деток?

- Никаких родителей. Недаром же мы песни пели: "Наши сестры - сабли востры"... Розог да палок я съел - конца краю нет".

 

Часты были случаи самоубийства еврейских детей-кантонистов, предпочитавших смерть крещению. В одном предании рассказывается, как однажды на Волге, около Казани, собрались в один день окрестить несколько сот еврейских кантонистов. Местное начальство и духовенство в полном облачении расположилось на берегу реки. Стройными рядами стояли дети. Наконец, подъехал сам царь Николай I и приказал детям войти в воду. "Слушаем, Ваше Императорское Величество!" - воскликнули все они и дружно прыгнули в реку. Но ни один из них не вынырнул на поверхность. Все дети добровольно утопились. Вместо крещения они заранее договорились покончить с жизнью, умереть ради своей веры. Они совершили мученичество за веру, то, что в еврейской традиции именуется "кидуш а-Шем", "освящение Б-жьего имени". Самоубийства кантонистов при массовом крещении в реке описаны в балладе немецкого поэта 19 века Л.Виля.

 

При крещении кантонистам обычно меняли имена, и иногда вся группа окрещенных получала одно имя. Если это случалось, к примеру, в день рождения великого князя Николая Александровича, то все получали имя Николай, а если это был день архангела Михаила, все становились Михаилами. Донесения о крещениях заполнены этими превращениями: был Йосель Левиков - стал Василий Федоров, был Самуил Новосельский - стал Александр Александров, Мовша Пейсахович - Григорий Павлов, Израиль Петровицкий - Николай Иванов, Ицка Корзиневич - Николай Николаев. Многих окрещенных легко выделяли потом по одинаковым отчеству и фамилии, которые они получали по имени крестных отцов: Григорий Петрович Петров, Сергей Иванович Иванов, Тимофей Степанович Степанов.

 

Случалось, что кантонист, достигший 18 лет, при переводе в часть регулярной армии заявлял, что хочет вернуться в иудаизм. За это его подвергали всяческим наказаниям до тех пор, пока он не отказывался от своего заявления. Многие крещеные кантонисты продолжали оставаться втайне верными иудаизму, а некоторые возвращались к нему после окончания службы.

В России "выход из православия" был уголовным преступлением.

Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов и их потомков "людей твердости необыкновенной", военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.

Среди них стоит назвать:

 

Генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса. Граф М.С. Воронцов назвал его "храбрейшим из офицеров Кавказкой армии";

Контр-адмирал С. Кауфман;

Генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 г.;

Генерал-майор А. Хануков -, начальник штаба армейского корпуса. Расстрелян в 1918 г. за отказ служить в Красной Армии

Вице-адмирал А. Сапсай - начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров,

Генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом.

Генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев - главнокомандующий армиями Западного фронта. начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего

Генерал П. Гейсман - командующий 16-м армейским корпусом

Генерал от артиллерии М. Арнольди

Контр-адмирал Я. Кефали;

Генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии.

Генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941г.

Основателем Еврейского Легиона является сын кантониста, русский офицер, полный Георгиевский Кавалер Иосиф Трумпельдор. Он - национальный герой Израиля. В его честь названы военизированные формирования БЕЙТАР (Завет Трумфельдора)

 

На наших заседаниях часто звучит фамилия Каганцов, когда идут презентации книг с переводом с украинского на русский Марка Каганцова, когда шла речь об истории одного поиска, когда звучали его собственные талантливые произведения.

Каганцов - фамилия принадлежит к древнему еврейскому роду потомков первосвященника Аарона - старшего брата и главного соратника Пророка Моисея, давшего миру Библию, о чём говорит корень фамилии - Каган. Этому роду более 3300 лет.

Были среди предков и праведник - цадик (отсюда буква "ц" в фамилии) и кантонист - солдат времён царя Николая 1, прослужившего в русской армии 25 лет, участник Крымской войны, получивший в награду вместе с русским окончанием "ов" право жить вне черты оседлости для себя и своих потомков. С тех пор все поколения Каганцовых жили и живут в Севастополе.

 

Марк Каганцов

КОРНИ

Мне досталось в наследство от дедов-отцов
Окончанье фамилии русское - "ов".
Знак отличия этот за заслуги, как орден,
С правом жить вне черты оседлости, дан
Кантонисту, но верность корням он упорно
Сохранил, и фамилии корень - "Каган".
В царской армии прослужив четверть века,
Отличившись когда-то в Крымской войне,
Он остался евреем и человеком,
И оставил в наследство фамилию мне.
Этот корень с Торою связан глубоко
И не страшен ему веков ураган.
Аарон - старший брат Моисея-Пророка,
Первый Первосвященник, то есть Каган.
И с "благословением вечным" наш род
На Земле уже 33 века живет.
"Ц" в фамилии Каганцова -
Цадик - праведник, от предка другого.
Завещали пращуры драгоценную вещь нам,
Что сокровищ любых гораздо ценней:
Память рода хранить в своих генах вечно,
Никогда не открещиваясь от корней.

 

Майя Кишиневская давно занимается ашкеназскими фамилиями и рассказала много интересного. Об уникальных еврейских фамилиях (Кикоин, Ландау и др.), о еврейских фамилиях в средние века, как по фамилии можно определить, из каких мест пришли евреи в данное место. По фамилии можно определить уровень благосостояния евреев, уровень их образования. Также было рассказано о разнообразии еврейских фамилий от женских имён.

 

* * *
Моя Фамилия: Диамант

Эммануил (Амик) Диамант,
Кирьят Оно, emanl.245@gmail.com

 

Сие имя мое есть, и славы моей иному не дам.

Исайя 42:8

Предложение Реховотского дома учёных и специалистов принять участие в обсуждении истории еврейских фамилий несколько смутило и обескуражило меня- и не учёный я, вовсе, и не реховотский, и с ономастикой-семиотикой никогда у меня никаких дел не было. Но, поразмыслив, я согласился - ведь, хоть и не профессионально, но всю свою жизнь я именно этим и занимаюсь.

Началось это всё очень и очень давно, где-то в конце 50-х (годов) прошлого века. Теперь это называется "поиск корней". А тогда - это были первые робкие попытки разобраться со своим еврейским происхождением.

 

Много лет прошло с тех пор. Сегодня, сталкиваясь с каким-нибудь вопросом, прежде всего человек обращается в Google. Я тоже обратился, как положено, закавычив: "еврейские фамилии". Немедленно получил 172 000 ссылок (ссылка на Википедию, естественно, на первом месте). Но уровень того, что предлагалось мне в этих ссылках, был такой низкий, что я решил отказаться от них. И решил позволить себе некоторую отсебятину. Ваше дело теперь, принимать или не принимать её, соглашаться или возмущённо всё отвергнуть.

 

Начну, как положено, издалека:

 

Всё живое существует в сообществах, в социальных общежитиях. Все отдельные существа в этих сообществах общаются между собой, т.е., взаимодействует путём приёма-передачи (обмена) информацией. Модное это сегодня слово "информация" - я не буду его уточнять и расшифровывать. Каждый понимает его по-своему, но существует и некоторый консенсус. Например, что информация имеет сущностную часть (что именно передаётся) и адресную часть (кому именно это передаётся, кому информация предназначена). Деление это существует и справедливо для всего живого - от бактерий до человека.

Ещё одно обязательное условие: информация существует только в форме языка. Т.е., в форме принятых в данном сообществе символов, обозначающих некоторое заданное состояние вещей. Это языковое описание относится, прежде всего, к сущностной части информационного сообщения. Но также и к адресной его части. Например: "Я вас любил. Любовь ещё быть может…" Здесь Я и Вас - это простейшие адреса.

 

С усложнением жизни в сообществах, усложняются и становятся более многомерными, многопараметричными и адреса обращения: "Ты помнишь, изменщик коварный, как я отдавалась тебе…" или "Ведь ты моряк, Мишка, а это значит…" (Жирным шрифтом выделены сложные адреса сообщений).

 

Вот так, путём всё большего усложнения, и появились (в усложнившихся человеческих сообществах) новые адресные формы - фамилии. Этот процесс происходил во всех языках, во все времена, у всех народов. Еврейские фамилии, т.е., адреса общения у еврейского народа, отличаются от других народов только их языковым своеобразием, но ни предназначением и ни правилами построения не отличались. Поэтому историю еврейских фамилий нужно начинать рассматривать с доисторических времён. Вслед за простейшими адресными формами (я, ты, мы, вы, наш, ваш, мой, твой, и т.д.) следующая по древности форма это родственные связи - сын или дочь: бен, бат, гур, бар: Бен Арье, Бен Иегуда, Бар Кохба, Бар Гилель, Гур Арье, Бат Шева, Батья (Бат Адонай),

 

Исторически более поздний слой адресов (в социально более сложных сообществах) начинает использовать в качестве фамилии-адреса социальные функции адресата, прежде всего религиозные - Коэн, Леви, Шохет, Габай, и т.д. Где-то рядом стоят и другие служебные (профессиональные) функции - Сандлар (сапожник), Хайят (портной), Софер (переписчик книг), Меламед (учитель).

 

Это базовые адресные имена-фамилии, двух-, трёхтысячелетней давности.

 

А дальше, с уходом в изгнание, начинаются их переводы на языки стран рассеяния: Бен (сын) становится Ибн/Аба (Ибн Гвироль, Аба Гилель), или сон/зон (Вольфсон, Абрамсон, Меерзон, Якобзон), или швили (Исхакашвили, Хананашвили), или ов/ев (Биньяминов, Мусаев, Пинхасов, Юсупов), и т.д.

 

Переводы древних профессиональных фамилий (тоже уже в рассеянии): Сандлар стал Шустер, Шустерман, Шумахер, Чеботару, Сапожников, Сапожков; Хаят стал Хаитом, Шнайдером, Шнайдманом, Шнайдерманом, Тейлором, Кравидзом, Кравцом, Кравченком, Портным, Портновым, Портниковым и т.д.

 

К профессиональным фамилиям я отношу и свою фамилию Диамант, которая в древние времена звучала как Яалом (алмаз), и, очевидно, относится к подгруппе фамилий, обозначающих материал, с которым работал мастер: Эвен (камень -Эвен-тов), Хар (гора - Хар-евен).

 

Наперсник (нагрудник) Первосвященника (хошен) был украшен 12 драгоценными камнями (по числу колен Израилевых). Конечно, это не был случайный набор красивых камешков - все они были специально отобраны и обработаны кем-то, кто умел и знал, как это делать, кто был в этом деле профессионалом. Имя камня, с которым он умел работать, стало его именем-адресом ещё во времена первого храма. Имя это - Яалом (алмаз). Были и другие имена камней, давшие начало именам-фамилиям. Они не столь популярны, но присутствуют в еврейской истории: Барекет (изумруд), Сапир (сапфир), Лешем (яхонт), Шохам (оникс), Таршиш (бирюза).

 

После разрушения Второго храма, со своим именем (Яалом) мой предок ушёл в изгнание. Вместе с арабами пришёл в Испанию (в 711 году), и до 1492 г (семь веков) проживал и продолжал своё дело в Испании. На окраине Толедо сохранился (и охраняется ООН, как памятник культурного наследия) "Касса Диамантиста" (дом диамантщика, дом еврейского ювелира).

 

В сегодняшнем испанском - ювелир это Joery. От него, скорее всего, ведёт своё начало английское Jewellery (ювелирные изделия) и Jeweller (ювелир), а отсюда, очевидно, и английское слово Jew (еврей). Ювелирами всегда и всюду были евреи. А в Испании Х века ювелир был Diamantist, а бриллианты его были Диамантами, некогда бывшие Яаломами.

 

 

Между прочим, на славянских землях фамилия Яалом сохранила своё фонетическое первородство и стала Ягломом (в Ленинграде было два знаменитых математика - братья Ягломы).

 

В 1492 г евреи вынуждены были покинуть Испанию, а с ними отправилась в изгнание и фамилия Диамант. Так появились Диаманты в странах Африканского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко, Ливия), в Италии, в Египте, и так далее по всему Средиземноморью.

 

Историю рассеяния Диамантов я изучал доступными мне средствами: приезжая в какой-нибудь заграничный город, я доставал телефонную книгу и фотографировал (ксерокопировал) страницы с фамилией Диамант. И однажды, в Торонто, я вдруг наткнулся на странные модификации своей фамилии: Диамантаракис, Диамантидис, Диамантопопуло, Диаманди, Диамандис. Стало понятно, что Турция - владычица Средиземноморья - конечно же, приютила у себя полезных евреев. Вспомнились Салоники - еврейская столица региона. Стало ясно, что нужно искать Диамантов в Турции, Греции, Болгарии, и соседних Балканских государствах.

 

Касса Диамантиста натолкнула меня на мысль, где ещё можно искать материальные свидетельства пребывания Диамантов в тех или иных географических местах - на кладбищах, в названиях улиц, в телефонных справочниках и всяких переписях/списках учеников, выпускников, и прочего населения.

 

В Мадриде, в Барселоне, в Париже, в Риме - везде я теперь находил материальные следы пребывания там Диамантов. В декабре 2016 года я попал, наконец, в Грецию. О, что это был за праздник: 4 улицы с модификациями фамилии Диамант - K. Diamantidi;D. Diamanti; D. Diamantidou и PapaDiamanti! Можете полюбоваться сами:

 

 

Второй поток беженцев из Испании направился в Нидерланды (Голландию). В 1700 г их было там уже около 10 000 (в Антверпене и Амстердаме). Большинство было Перейра, Кардозо, Нунес, но и Диаманты были не редкостью. Оттуда со временем они разбрелись по всей Европе (по ашкеназским общинам того времени). Где-то в 1751 г были зафиксированы уже и в России.

 

За пару столетий освоения Европы, фамилия Диаманта претерпела существенные изменения (как и все другие древние еврейские фамилии). Появились Диаменты, Дименты, Дименштейны, Диамантштейны, Эдельштейны, Брилиантштейны, Брилианты, Брилиантманы, и т.п.

 

В Америке Диаманты появились сравнительно рано. У меня нет данных были ли они на "Мэйфлауэре" (1620 г), но в 1790 г было уже 1000 семейств из Голландии, а значит были среди них и Диаманты. Но настоящая волна Диамантов хлынула в Америку в конце 19 / начале 20 столетия. И на этом повороте произошло новое изменение фамилии Диамант -Даймонд, Даймент, Диаменд, Диамонд, и т.д.

 

Во второй половине 20 века, с возрождением государства Израиль, началась обратная ивритизация фамилии Диамант - снова появились на слуху Яаломы и Яаломи.

 

Такая вот история.

* * *

 

О встрече 20 марта 2018 года в Бейт-Оле

 

Марк Гинзбург

 

В русле темы еврейской генеалогии сегодняшний разговор о еврейских фамилиях стал естественным продолжением предыдущей встречи с Давидом Мааяном-Черноглазом, узником Сиона, героем сионистского движения в СССР, вице-президентом Сионистского форума. Не случаен и приезд к нам сегодня Сильвы Залмансон, узницы Сиона, участницы знаменитого самолетного дела.

 

Рассказ Юлии Систер о кантонистах и о происхождении еврейских фамилий подсказал мне вариант моего скромного выступления. Я вспомнил об отце поэтессы Рахель - Исере Блувштейне, украденном в восьмилетнем возрасте из отцовского дома и отданном, до службы в армии, в православную русскую семью в Вятской губернии. Исер сохранил еврейскую фамилию, что означало однозначно - кантонист не перешел в христианство. Закончив службу унтер-офицером, Блувштейн стал купцом, разбогател и помогал и своим детям, и семье, вырастившей его, и еврейским учреждениям в России и в Эрец-Исраэль.

Вспомнился случай из моей врачебной жизни, и я рассказал о старике, которого дважды оперировал по поводу ущемления паховой грыжи, в Ленинграде, в 1966 году. Старикан, по фамилии Железняк, рассказал нам, молодым врачам, о том, что был кантонистом, и это стало поводом для нас, сегодня, поговорить о происхождении этой фамилии.

Тема семейной генеалогии остается мне близка по простой причине: несколько лет назад я занимался родословной моей семьи - линией мамы, девичья фамилия которой Эрман, и линией папы - топонимикой фамилии Гинзбург. Фамилия Эрман - "патронимическая", то есть, образована от мужского личного имени. В случае Эрман - от немецкого имени Hermann, что означает - "воин" (другое значение - "здоровый"). Для краткости опускаю другие данные. Фамилия Гинзбург относится к типу "топонимических". Это означает, что фамилия образована по названию города, откуда родом предки. Гюнцбург - город в Германии, в административном округе Швабия, на юго-западе Баварии. Дунай в этом месте имеет три притока - Бибер, Миндель и Гюнц. У места впадения Гюнца в Дунай и расположен Гюнцбург, вероятная родина моих предков по линии отца.


* * *

Яков Елькин

 

1. Тема еврейских фамилий очень интересна для изучения истории возникновения фамилий.

Я думаю, что каждый человек, должен знать, откуда произошла его фамилия.

В интернете есть много информации по этому вопросу.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1% 81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8

Яков  Елькинhttps://toldot.ru/life/lnames/a/

 

Понятно, что могут быть различные гипотезы происхождения некоторых фамилий.

Многие фамилии получены в результате искажения писарями различных букв в написании.

Количество фамилий уменьшается, так как девушки, выходя замуж, меняют свои фамилии.

В базе данных Яд-Вашем наиболее часто встречаются фамилии Каган - 78907 человек, Фридман - 52052, Шварц - 51364, Кац - 45527, Леви - 38455, Левин - 34003, Розенберг -30571, Шапиро - 25491, Фельдман - 20836, Лившиц - 20295.

 

В последнее время многие люди занялись изучением своей родословной.

В интернете есть довольно много сайтов, которые занимаются этой работой.

https://www.familysearch.org/

https://www.myheritage.com/index.php?lang=RU

поиск евреев https://www.jewishgen.org/

программы для построения родословного дерева

дом-родословия.рф - https://semrodoslovie/rodoslovnoe-drevo/programmy

 

2. Я родился и окончил школу в маленьком украинском городе Ромны Сумской области с более чем тысячелетней историей. В девятнадцатом веке это был крупный торговый центр восточной Украины, который входил в черту оседлости, и где жило много евреев.

Я увлекся историей евреев этого города и создал сайт http://jakelk.freehostia.com/

В этом городе родились знаменитый российский физик Абрам Федорович Иоффе, видные деятели сионистского движения Пинхас Рутенберг и Хаим Арлозоров, основатели первого киббуца в Израиле "Дгания-Алеф" и многие другие знаменитые евреи.

Все это вы можете прочитать на моем сайте. Так интересно, что жена великого Аркадия Райкина Руфь Марковна была племянницей Абрама Федоровича Иоффе и мачехой у нее была сестра Пинхаса Рутенберга. Есть на сайте информация о других знаменитых евреях.

Когда в 2010 году я сделал сайт, я не думал, что он будет популярным.

На сайте помещена информация о жертвах Холокоста, среди которых есть и мои бабушка, тетя и ее четырехлетний сын, и эвакуированных, взятых из базы данных Яд-Вашем.

На сайте есть результаты переписи евреев 1923 года - около 5000 человек.

Сейчас я получил много фотографий записей Роменского раввината о рождении, бракосочетании и смерти евреев города с 1840 по 1919 годы. Для внесения в единую базу данных этой информации предстоит большая работа по записи в текстовом виде данных этих фотографий.

Я хотел бы найти людей, которые согласились бы мне помочь. Я буду очень благодарен.

Благодаря деятельности сайта я помог многим людям найти своих предков.

Если есть желающие мне помочь, пишите по адресу ejakov@yandex.ru.

Мой skype - ejakov. Меня можно легко найти в facebook.

 

Имея информацию о евреях города за целый век можно сформировать родословную многих семей.

В чем суть моей идеи. Если сейчас человек пытается сформировать родословное дерево, он должен найти в разных источниках много людей, найти подтвержденные родственные связи и только потом сформировать родословное дерево. Если он не находит в интернете своих родственников, он обращается к людям, которые занимаются генеалогическими исследованиями, которые за хорошие деньги проводят эту работу, занимаясь поисками в различных архивах и ищут там документы, подтверждающие родственные связи.

Я хочу сам сформировать родословные фамилий, которые погибли в Холокосте или были эвакуированы, используя результаты переписи 1923 года и данных роменского раввината.

Кроме данных роменского раввината, у меня есть еще результаты переписи 1926 года и записи ЗАГСа 1931-1932 годов.

Для формирования генеалогической базы данных я планирую использовать стандарт GEDCOM, что позволит соединять ее с любой другой базой данных.

Это должно облегчить пользователям сайта формирование своей родословной и сохранит информацию о семьях, полностью сгоревших в огне Холокоста.

База данных по генеалогии состоит из таблиц двух типов

- человек

- семья.

 

Структура таблицы "человек" - код человека, имя, фамилия, дата рождения, значимые даты, дата смерти.

структура таблицы "семья" - коды людей, людей, входящих в эту семью с указанием, кто в этой семье мама, папа, дети.

 

3. В последнее время в Интернете появились базы данных погибших во время войны

Подвиг народа https://obd-memorial.ru/html/

 

Память народа https://pamyat-naroda.ru/heroes/

 

Электронная книга памяти воинов-евреев http://jmemory.org/

 

Я создал программу, которая по еврейскому имени или фамилии производит выборку евреев и формирует свою базу данных евреев в Великой отечественной войне, в которой содержится информация из источников

- обобщенный банк данных 215464 имен евреев

- электронная книга памяти воинов-евреев 52494 имен евреев

- память народа 199468 записей.Это дало возможность создать сайт http://www.hiborim.freehostia.com/

 

Сайт позволяет производить поиск по месту жительства - охвачена вся география Советского Союза, по фамилии, имени, отчеству, званию, награде. Если человек не уверен в написании фамилии, имени, отчества он имеет возможность сомнительные буквы заменять знаком "?".

Сайт позволяет обращаться к базе данных Яд-Вашем, в которой можно найти погибших в Холокосте, погибших в других местах и эвакуированных.

В базе данных Яд-Вашем содержится информация свидетельских показаний, где в основном содержится информация о погибших и информация с архивных материалов об эвакуированных List of evacuated persons.

Пользователи сайта имеют возможность после регистрации формировать свой личный кабинет, в который записываются люди, найденные на сайте. Если люди не найдены, их можно ввести, увеличивая объем базы данных.

* * *

 

Михаил Анапольский

 

Ниже пара моих реплик на услышанные доклады и обсуждения

 

1. В ответ на сообщение одного из докладчиков о происхождении фамилии Шапиро в связи с рекой Шпрее или городом Шпайер (Германия) в аудитории возник некий ропот о неоднозначности такого вывода, о чём заявил чуть позже своё личное мнение и ведущий этого собрания. И вот по поводу неоднозначности такой этимологии этой фамилии я хотел сообщить следующую информацию:

 

На улице Эзра нашего города есть популярная синагога "Пай" (Поалэй Агудат Исраэль), имеющая характер "штибл", то есть в которой один за другим и впараллель прокручиваются "миньяны".

 

И в одном из них был постоянной фигурой незнакомый мне видный йеменский рав. Я спросил как-то у знакомых, как его фамилия и мне сказали, что это рав Шапиро, ведь йеменская община всегда была очень удалена от других. Я по наивности считал до этого разговора, что это исключительно ашкеназская фамилия, и был просто поражён. Это диалектическое противоречие было со временем снято новым знанием, что наши схемы и представления о присущности фамилии Шапиро исключительно ашкеназскому ареалу по меньшей мере ограничены.

 

С другой стороны, если уже говорим об ашкеназах, фамилия Ашкенази встречается обычно именно в других, не ашкеназских общинах, различных восточных общинах т.н."сфарадим" и говорит, как правило, о том, что её носитель появился в этих краях в каком-то из прошлых поколений как выходец из европейских стран, ассоциируемых с этим понятием (Германия и ряд сопредельных государств, включая Восточную Европу) и получил такое прозвище, которое закрепилось за ним и в поколениях он этнически уже ничем не отличается от местных жителей. Но эта-то фамилия носит характер "выходец из ", а Шапиро по большинству мнений носит совершенно другой характер заявления о достоинстве - свойство "красивый, совершенный" от арамейского ????? (очень родственно Йоффе с тем же значением) либо драгоценный камень ???? (сапфир, звучит практически так же с маленьким допустимым фонетическим преобразованием, по существу это весьма родственно поминавшимся ранее Яhлом, Диамант - алмаз, бриллиант).

 

2. В связи с тем, что дискуссия приняла несколько неожиданное дополнительное направление генеалогических деревьев и в связи с тем, что я уже затронул эту уважаемую синагогу, расскажу о моём когдатошнем разговоре с её габаем (ответственным за хозяйство и за ведение молитв) по фамилии Фохтунгер. Я по некоему поводу попросил его дать мне номер его телефона и записал в мобильнике в графе моих контактов латинскими буквами по-немецки фамилию Фейхтвангер - у нас в Союзе этот писатель был весьма известен и мне была очевидна близкая связь, собственно, идентичность этих двух фамилий (с точностью до небольших допустимых фонетических преобразований). Он посмотрел, как его фамилия записана и спросил, знаю ли я в самом деле этого писателя.

 

Я подтвердил, что наслышан о нём. И он рассказал мне такую генеалогическую информацию - его дед и дед этого писателя имели одного общего деда, и если обозначать путь от общего предка к писателю через номера сыновей по старшинству в той или иной семье, то у писателя этот путь был 4, 7 (номер самого писателя) а у габая - 3, 8, 5, 6 (номер самого габая) - конечно, условно, ведь сейчас я точных цифр не помню, важны просто принцип записи и то, что я не готов к судебной ответственности за публикацию неправильных чисел.

 

Составление родословной

А. Альтфельд

Поделюсь своим опытом построения дерева родословной.

 

Для того, чтобы дерево можно было распечатать, была выбрана программа PowerPoint. Текст писал на русском языке. Позже начал использовать бесплатный вариант программы geni. Её заполнял на английском, чтобы потомки могли читать. Эта программа очень удобная, но нет возможности распечатать. Её адрес https://www.geni.com

 

 

Для начинающих опишу порядок работы в программе PowerPoint. Проще всего воспользоваться приложенной первой страницей моей родословной, заменяя текст. Надо сохранить первую рамку, одну вертикальную и одну горизонтальную линии, а также номер страницы. Остальное можно стереть или использовать. Рекомендую копировать и сразу вставлять рамку, можно и линии, а затем перетаскивать в нужное место, помечая рамку или линию крестиком. Увеличивать или уменьшать линию можно помечая конец линии (появляется кружок). Чтобы создать второй лист, скопируйте в левом столбце первый лист и вставьте ниже. Нумерацию придумайте сами, чтобы в Word написать комментарии. Моя родословная охватывает 9 поколений: 4 до меня и 4 после.

 

Поиск предков можно производить в программе на https://www.jewishgen.org

 

Родословная семейства Альтфельд 30.03.17

 

Давид Мааян (Черноглаз) сказал следующее:

 

"Тема происхождения и значения еврейских (ашкеназских) фамилий, которой были посвящены два заседания, вызвала большой интерес публики, что вполне объяснимо. В фамильных, родовых именах отразилась история отдельных семей и всего народа, обычно не столь далекая, но редко сохранившаяся в семейных анналах.

В ходе обсуждения представленных докладов участники семинара сделали дополнения на основе личного опыта и задали вопросы о конкретных фамилиях. Значение некоторых фамилий оказалось возможным объяснить на месте, расшифровка других потребовала дальнейшего изучения.

Поскольку бюджет времени семинаров ограничен, интересующиеся значением своей фамилии могут обратиться частным порядком по адресу: david.chernoglaz@walla.co.il

 


Слева направо: Ю.Систер, Э.Диамант, Д. Мааян (Черноглаз), С.Залмансон

М.Гинзбург и М.Анапольский
М.Гинзбург и М.Анапольский

Майя Кишиневская
Майя Кишиневская

А.Альтфельд
А.Альтфельд

 

Фотографии Йоси Бирнбаумa


Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.