English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Мероприятия в НИЦ

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Культурный центр
Oтдела Aбсорбции

Программа
мероприятий
Культурного центра отдела абсорбции


Заседания, семинары...

 

Юбилейная конференция в институте Вейцмана 5 сентября 2018 года "Научно-исследовательский центр "Евреи России в Зарубежье и Израиле" им.М.Пархомовского, НИИ им. Хаима Вейцмана, Дом учёных и специалистов Реховота, интернет-журнал "Наука и жизнь Израиля" организовали эту конференцию в честь юбилея нашей страны. Представляя нашу статью в "Электронном научном семинаре" (22.02.2013) доктор Электрон Добрускин написал: "Представляю статью о современном явлении культуры - научно-исследовательской, издательской и просветительской деятельности Научно-исследовательского центра..."



Статьи

 

Поэзия и правда в исторической
прозе Мориса Симашко
"Читателю, хоть в какой-то мере знакомому с проблемами литературных взаимосвязей, вполне доступны такие понятия, как «литературное влияние», «поэтическое заимствование» или «художественный перевод». Однако, нельзя не признать, что словосочетание «евреи в литературе Казахстана» звучит несколько непривычно даже для их слуха..."


Завтра меня расстреляют Об участнице Французского Сопротивления Ольге Банчик

О Кларе Кагаловской к 90-летию

Академик Александр Наумович Фрумкин

Александр Маркович Головчинер (Рош)

Она продолжает дело отца



Наши проекты:
Проект «Дело жизни» ставит своей целью привлечь внимание научной общественности и заинтересованные организации к работе немалочисленной группы специалистов, проработавших до репатриации в Израиль не один десяток лет в различных сферах науки и...»

Проект «Путешествие по Реховоту по буквам алфавита» «Нашему городу Реховот уже 126-лет. В четверг, 5 марта 2015 г., в Пурим город отметил свой 125-летний юбилей. Группа...»


----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье»

 

ноябрь, 2018 г.

 

Совместное заседание НИЦ «ЕРЗИ» и
Дома учёных и специалистов в Реховоте


5 ноября 2018 года в Бейт Оле

 

Доктор Юлия Систер

 

Это заседание было посвящено Праведникам народов мира, о которых в последнее время много говорят и пишут.

Праведники народов мира — почётное звание, присваиваемое Израильским институтом Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем». Признанные получают именную медаль и Почетную грамоту, а их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме.

Звание праведников народов мира присваивают неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью. Об этом говорит Закон о создании Яд Вашем, принятый Кнессетом в 1953 году. Тем самым Государство Израиль, в котором память о миллионах уничтоженных евреев является одной из главных составляющих национального и политического самосознания, объявило, что считает своим долгом почитание тех немногих, кто приходил на помощь евреям в обстановке почти всеобщего равнодушия к злодеяниям нацистов, а нередко и прямого соучастия в них значительной части нееврейского населения оккупированных стран.

Лицам, удостоенным звания Праведника народов мира, вручается почетный диплом, именная медаль, их имена гравируются на стене почета в здании Яд ва-Шем (до конца 1980-х гг. им также предоставлялось право посадки именного дерева в Аллее праведников; посажено свыше двух тысяч деревьев, но затем посадки прекратились из-за недостатка места).

 


Памятный знак, аллея праведников народов мира
Аллея Праведников народов мира в музее «Яд ва-Шем»

 

Вручение почетных дипломов и медалей происходит на торжественных церемониях в Яд ва-Шем или чаще в официальных представительствах Государства Израиль в странах, где живут те, кто удостоен почетного звания. В случае, когда спасителя уже нет в живых, награды вручают их наследникам или соратникам.

 

В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почетный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

 

С 6 марта 2013 года отмечается Европейский день памяти праведников мира. Он был установлен Европарламентом в 2012 году.

 

Как пишет швейцарский историк Франсуа Визард, рассмотрение Холокоста часто ограничивается противопоставлением палачей и жертв. Однако существовала третья группа, чья деятельность имела важное значение: те, кто спасал преследуемых и помогал им. При этом они составляли небольшую долю от равнодушного к трагедии большинства.

 

Помощь евреям требовала большого мужества и самопожертвования. Нацисты угрожали смертью любому, кто укрывал евреев. Цена, которую пришлось заплатить многим спасителям, отличалась в разных странах. В Восточной Европе немцы убивали не только человека, который укрывал евреев, но также всю его семью.

 

В европейских странах, где живут праведники мира, например в Великобритании, Германии, Австрии, Украине, многие из них награждаются национальными наградами. Правительство Франции награждает праведников, действовавших на её территории, орденом Почётного легиона, в том числе и граждан других стран (к примеру вьетнамского праведника Поля Нгуен Конг Аня). В 2004 году - председатели научно-просветительного центра «Холокост» Алла Гербер и Илья Альтман обратились к Президенту России Владимиру Путину с просьбой отметить заслуги российских праведников мира, но через год материалы были возвращены обратно. Позже Илья Альтман заявил, что «Россия — единственное государство, которое не награждает никак государственными наградами людей, признанных Яд-Вашем „праведниками мира“».

 

Среди лиц, удостоенных звания, больше всего граждан Польши — 6620 человек. Далее идут Нидерланды — 5516 человек, Франция — 3925 человек. Среди стран бывшего СССР более всего «Праведников народов мира» в Украине — 2544 человека. В Литве звания удостоены 889 человек, в Белоруссии — 618, в России — 197.

 

До сих пор появляются новые сведения, и новые люди (или их потомки) получают высокое звание «Праведника народов мира». Иногда нет свидетелей, которые могут подтвердить факты спасения. Так получилось с Дмитрием Паламарчуком, который потом сидел в Интлаге и о котором Марк Каганцов написал статью «Неизвестный Праведник народов мира» http://ju.org.ua/ru/advice/949.html

Он же прислал мне линк о Праведнице народов мира Александре Шулежко, о которой я рассказала присутствующим.

https://fakty.ua/284942...

 

В день нашего семинара вышла израильская газета ГЛОБУС №1360 5 – 11 ноября 2018 г., в которой размещена статья «Мою маму, спасшую в войну 25 еврейских детей, объявили врагом народа». Это интервью дочери Александры Шулежко Ларисы корреспонденту сайта «Факты» Игорю Осипчуку.

 

В Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне открылась выставка «Праведний шлях: українці-рятівники». Экспозиция посвящена смелым отзывчивым людям, которые во время войны с риском для собственной жизни спасали евреев от гитлеровцев. В церемонии открытия участвовала 81-летняя Лариса Шулежко, мать которой, Александра Шулежко, организовала в оккупированных Черкассах детский дом, ставший прибежищем для 102 ребятишек, в том числе 25 детей еврейской национальности.

 

— Я тоже была воспитанницей этого детдома, — рассказала «ФАКТАМ» Лариса Шулежко. — Думаю, моей маме хватило отваги и милосердия дать приют еврейским детям в значительной мере благодаря тому, что она была женой священника.

 

Я ни разу не видела отца, его арестовали в 1937 году, когда мама была беременна мной. К тому времени в семье уже было двое детей, мальчик и девочка, а еще один ребенок умер. Некоторых служителей церкви советская власть не трогала, но мой папа был батюшкой Украинской автокефальной православной церкви, которую советская власть стремилась полностью уничтожить. По образованию отец был юристом, но принял духовный сан. Ему дали приход в Черкасской области, в селе Лески. Там его и арестовали. Мою беременную маму не тронули. Она отправилась в Черкассы искать работу. Удалось устроиться в детский сад.

 

Когда началась война, мне было четыре года. Моего брата Вадима призвали в армию, ему как раз исполнилось 18 лет. В августе 1941 года стало ясно, что Черкассы Красной армии не удержать, мама взяла нас с сестрой Аллой и поехала на вокзал. Однако эвакуироваться не удалось — в город вошли гитлеровцы.

 

Вскоре мама пошла к председателю городской управы с предложением возобновить работу детского сада. Эта идея не прошла. Но оккупационные власти согласились с ее инициативой создать в помещении детсада детский дом — не хотели, чтобы город наводнили беспризорники. Мама пригласила воспитательниц и повара, с которыми работала до войны. Предупредила, что зарплаты не будет, но все вместе как-то прокормимся.

 

Стали забирать с улицы беспризорных детей, налаживали быт. Однако возникла серьезнейшая проблема: полицаи, набранные из местных жителей, повадились с проверками — искали еврейских детей. Мама с соратницами каждый раз успевала спрятать малышей, но было ясно: прислужники оккупантов рано или поздно их обнаружат. Выход нашла моя мама, хорошо владевшая немецким языком, который выучила в гимназии. Она пошла на прием к гебиткомиссару (руководителю оккупационной администрации).

 

— Ей удалось убедить его запретить полицаям ходить в детский дом?

 

— Представьте себе, да. Мама заявила, что они пугают ребят и тем самым подрывают доверие к новой власти и ее авторитет среди воспитанников. Гебиткомиссар взялся помочь. Возможно, ее аргументы не возымели бы действия, если бы немец не оказался в определенном смысле понимающим человеком — он вырос в детдоме.

 

«Вас больше не будут беспокоить — я беру шефство над вашим приютом», — сказал он маме. Вскоре пришли рабочие и прибили у входа в детский дом табличку «Кinder haus. Посторонним вход запрещен». Визиты полицаев прекратились.

 

— Но опасность разоблачения не миновала. Как удавалось скрывать, что среди воспитанников 25 еврейских детей?

 

— Мама придумала великолепный ход: строем повела воспитанников через центр Черкасс креститься в Троицкую церковь (понятно, что предварительно договорилась об этом со священником). Возвращались каждый с зажженной свечечкой в руках. В тот день весь город говорил о том, что теперь все детдомовцы — крещеные.

 

На случай, если бы не в меру любопытные граждане начали расспрашивать детей о их национальности, были придуманы легенды, что у такого-то мальчика родители — итальянские специалисты, работавшие в СССР, такая-то девочка — армянка, другая — имеет румынские корни… Некоторым поменяли имена и фамилии. Я запомнила, что одному еврейскому мальчику присвоили фамилию Чижик.

 

Мама ввела правило, которое неукоснительно выполнялось: еврейским детям строго-настрого запрещалось выходить за территорию детского дома. Благо места было много — обширный фруктовый сад, огороды.

Оккупация Черкасс продолжалась два с половиной года, тем не менее гитлеровцы так и не узнали о том, что в детском доме есть дети еврейской национальности.

 

— Прокормить больше ста человек — задача не шуточная. Как удавалось с ней справиться?

 

— Первое время мама с воспитательницами ходили по окрестным селам, просили продукты для детей. Потом благодаря гебиткомиссару разрешили брать сыворотку на молокозаводе. Мне хоть и было четыре года, но я ходила со старшими детьми на молокозавод. А еще воспитанники работали у немецкого помещика Шварца, который получил от оккупационных властей землю и консервный завод возле Черкасс. По выходным девочки подрабатывали тем, что пели в церковном хоре. Ну и подсобное хозяйство выручало. Как я говорила, территория детдома была большой, там выращивали картошку и другие овощи, завели кур, коз, поросят.

 

Александра Шулежко
*Александра Шулежко (крайняя справа) с дочерями Аллой и Ларисой и
воспитательницей Полиной Тихоновной
(фото сделано в оккупированных Черкассах)

 

— Вы сказали, что гебиткомиссар взялся опекать детдом. Он туда наведывался?

 

— Да, но, к счастью, это было только один раз — немец решил поздравить нас с Новым, 1943 годом. Маму он предупредил об этом заранее, так что было время подготовиться. Праздничный концерт репетировали с таким расчетом, чтобы замаскировать еврейских детей: придумали им костюмы с париками, накладными бородами, усами, очками… Если гебиткомиссар и разгадал эту уловку, то вида не подал. После утренника раздал детям подарки и уехал.

 

В конце 1943 года Красная армия подходила к Черкассам. Немцы приказали жителям покинуть город, поскольку ему предстояло стать эпицентром боев. Гебиткомиссар предоставил детдому транспорт для эвакуации. Часть детей маме удалось пристроить в близлежащих селах, а остальных, в том числе меня и мою старшую сестру увезла из города.

 

Добрались аж до Виннитчины. В этой поездке мы насмотрелись на ужасы войны: пережили бомбежки, обстрелы, видели изуродованные взрывами тела. В селе Соболевка нас догнала Красная армия. Маме стоило больших усилий добиться, чтобы ее с воспитанниками отправили обратно в Черкассы. Нам позволили занять часть товарного вагона, и мы поехали домой. На вокзале Черкасс нас уже ждали представители властей. На перроне они сразу же отвели маму в сторону, запретили ей даже приближаться к воспитанникам. «Это же мои дети!», — воскликнула она.

«Какие ваши!?» — выпалил один из мужчин, вероятно, сотрудник НКВД. — «Вас никто не уполномочивал собирать беспризорников!»

Маму стали вызывать на допросы, следователи заявляли ей, что она сотрудничала с немцами. К счастью, в лагерь ее не отправили, но работать в детских учреждениях запретили. Ее вообще никуда не брали на работу. Для советской власти она стала врагом народа. Чтобы прокормить меня с сестрой, маме пришлось сдавать кровь.

Потом это вошло в привычку. Ее суммарный результат за более чем 20 лет — 150 литров крови! Это 15 ведер! Мама — дважды почетный донор СССР.

Ей все же удалось устроиться на мизерную зарплату в поликлинику — вести учет пациентов. Пенсия у нее была соответствующая, всего 47 рублей. Когда маме исполнился 61 год, отношение государства к ней изменилось. Всплыла история о том, что священник Троицкой церкви, который крестил в оккупированных Черкассах воспитанников маминого детдома, был подпольщиком и что партизаны, приходившие в город, находили убежище на территории нашего детского дома. Священника наградили орденом «Красной Звезды», а маме выдали удостоверение о том, что она была участницей партизанского движения.

 


*Лариса Шулежко: «Чтобы прокормить меня с сестрой после войны, маме пришлось сдавать кровь»

 

— Как сложилась судьба воспитанников?

 

— В освобожденных от гитлеровцев Черкассах открыли два детских дома. Наших ребят распределили между ними. Администрация этих приютов вскоре доложила начальству: новенькие с восторгом рассказывают, как хорошо им жилось при немцах! Реакция не заставила ждать — наших ребят быстренько разбросали по детским заведениям всего СССР.

Когда они выросли, то нашли друг друга, много лет в условленный день приезжали в Черкассы, чтобы повидаться, поблагодарить мою маму. Она прожила 93 года, умерла в 1994-м. Ее имя выбито на Аллее Праведников народов мира в мемориальном комплексе истории Холокоста Яд Вашем в Иерусалиме.

* * *

 

ЗАТЕМ ВЫСТУПИЛА историк Виктория Солоненко.

 

Она приехала из Украины в 2009 г. по программе УЛЬПАН ЭЦИОН. В 2011 г. поступила в Еврейский университет в Иерусалиме на вторую степень по политической экономике, затем на третью степень. Во время учёбы начала работать в Яд Вашем, проработала 2 года. В настоящее время работает руководителем проекта в хайтеке...

 

Митрополит греко-католической церкви Андрей Шептицкий – ПРАВЕДНИК МИРА или ПОСОБНИК НАЦИЗМА?(1865 - 1944)

 

Для изучения этического мышления и деятельности митрополита Андрея Шептицкого в 1941 - 1944гг. необходимо, прежде всего воссоздать исторический контекст, его специфику и хронологию, исходя из восприятия ситуации Митрополитом Андреем. При этом надо помнить, что в Западной Украине немецкая оккупация была второй по очереди - с сентября 1939г. до июня 1941г. эту территорию заняла Красная армия.

 

Переход к немецкой оккупации состоялся быстро: из Львова советские войска выступили 29 июня 1941г. и уже на следующий день в город вошел вермахт. Необходимо рассмотреть отношение митрополита Шептицкого к украинскому национализму и его религиозные взгляды на иудаизм. Митрополит, несомненно, на протяжении всей своей жизни был противоречивой фигурой. Одни считают его святым и спасителем, тогда как другие обвиняют его в сотрудничестве с нацистами.

 

Итак отношение митрополита Андрея Шептицкого к немецкому режиму во время оккупации Галичины прошло определенные этапы. Имеющиеся документальные источники свидетельствуют о трех этапах восприятия Митрополитом нацистской оккупации и три позиции в отношении к государству. Это изменение политических взглядов Митрополита была едва ли не самой драматичной в его жизни. Сначала он положительно трактовал немецкое завоевание как освобождение от советского гнета, впоследствии подходил критически к некоторым аспектам гитлеровской политики и, наконец, его высказывания и действия стали абсолютной оппозицией нацистскому режиму.

 

Несмотря на то, что открытая оппозиция режиму и призыв не подчиняться закону, который запрещал прятать евреев, были очень опасными, деятельность Митрополита была заполнена актами спасения. В конце лета 1942г. он организовал кампанию спасения евреев. Она сделала безопасное убежище прежде всего тем евреям, которым удалось спастись бегством из львовского гетто и Яновского концлагеря во Львове. Эта кампания также была ответом на особые просьбы, с которыми обращалась к Митрополиту еврейская община. Так после встречи раввина д-ра Давида Кахане с Митрополитом 14 августа 1942г. 200 еврейских детей были «секретно перевезены в разные монастыри, скрытые в криптах, им дали фальшивые удостоверения о крещении, украинские имена и рассеяли во всех монастырским школах и детских домах во Львове и окрестностях. Все они пережили нацистскую оккупацию и войну.

 

В ноябре 1942г. Митрополит Шептицкий издал свое, возможно, самое известное пастырское послание «Не убий», в котором осудил все формы убийства, включая политическое убийство, братоубийство и самоубийство. Однако надо отметить, что в пастырском послании имеется прямое упоминание об истреблении евреев, но время написания этого, обращение относительно святости человеческой жизни не оставляет сомнений, что в нем осуждается политика геноцида вместе с другими формами убийства. Обосновывая защиту человеческой жизни на основе библейских источников, и заповеди любви, Митрополит Шептицкий обратился к проблеме убийства наравне с универсальными ценностями христянского сообщества, священным из которых является человеческая жизнь. Митрополит вновь избрал косвенный способ выражения своих взглядов.

 

Завуалированный смысл, который находился между строками поняли, и украинцы, и евреи. Чтобы иметь сведения, про положение еврейского народа, Митрополит полагался на постоянный и достоверный поток информации из гетто. Он поручил поддерживать связь с еврейской общиной и сообщать о повседневной жизни в гетто: количество провизии, состояние детей и больных и тому подобное. Еще одним связным между еврейским гетто и руководством УГКЦ в это время была жена д-ра Давида Кахане. Используя фальшивые документы, она выдавала себя за украинку и свободно передвигалась по Львову, избегая ареста в течение двух лет. Митрополит организовал группу надежных людей, которые занимались тайным освобождением и сокрытием евреев. Прежде всего, это были духовные лица. В операциях участвовали отдельные прихожане священники, монашеские сообщества, в частности монахи - студиты, которых возглавлял игумен Климентий, брат митрополита Андрея Шептицкого. В рамках существующей церковной структуры образовалось специальное подразделение, которое занималось защитой, сокрытием и содействием безопасным переходам евреев через границу. Были установлены маршруты для побегов, по которым тайно переправляли евреев в венгерскую часть Карпатской Украины. Курт Левин, переживший Холокост, указывает на чрезвычайно важную роль этой деятельности и мужество монахов: «Это спасение евреев было возможно только благодаря сотрудничеству небольшой группы монахов и монахинь с некоторыми священниками».

 

Сложные политические и военные годы, борьба за государственную и религиозную независимость, оккупационный режим, Холокост - Митрополит Андрей Шептицкий, как глава греко - католической церкви, и один из религиозных лидеров в то время, должен был противостоять всему, что вредило государству, населению и религии.

 

Как духовный лидер и наставник Митрополит Андрей Шептицкий начал борьбу во имя христианской веры и побудил свой народ поступать так же, даже рискуя собственной жизнью. Количество евреев оставшихся в живых в результате усилий митрополита, составляют сотни человек, только детей около трёхсот.

 

Для выполнения такого опасного задания Митрополиту Шептицкому, удалось привлечь наиболее этическую, заслуживающую доверия и отважную часть украинского духовенства. Они подвергались не только внешней угрозе со стороны немецких властей, но и критике изнутри. Нижние слои духовенства были настроены антисемитски, и многие из них, вероятно, были против оказания помощи евреям. Также надо отметить, что существенным фактом концептуальной этики Митрополита во время немецкой оккупации была эволюция отношений между УГКЦ и гражданской властью. Два основных этических принципа, согласно которым строились отношения между Государством и Церковью, - справедливые приказы (подчиненность Божьему закону) и мудрый провод (равное отношение ко всем без дискриминации) - оставались актуальными в учении Митрополита в течение трех лет гитлеровского господства. Когда немецкие власти начали нарушать оба эти принципа, Митрополит Шептицкий начал тайное сопротивление в форме акций спасения и напоминания верующим об их обязанности, обусловленной христианским учением о милосердии и святости человеческой жизни. Практическая универсальность этих основных принципов не означала априорного подхода к церковно - государственной проблематике, а наоборот, позволила Церкви приспособиться к разнообразным непредсказуемым обстоятельствам, позволила толковать с этической точки зрения события. Таким образом, даже во время немецкой оккупации именно универсальность обусловят переход Митрополита Шептицкого от ситуационного приспособления к откровенной оппозиции. На пересечении универсальных этических принципов и ситуационных приспособлений, можно понять удивительный момент эволюции и взглядов Митрополита - от критики советского режима, отрицал религиозную свободу Церкви, к отрицанию немецкого режима. В конце, безудержное распространение насилия убедило Митрополита Шептицкого, что даже возвращение Красной армии было бы лучше существующей ситуации.

 

Таким образом, немцы, которых сначала приветствовали как освободителей от атеистической системы с ее ограничением религиозной свободы, поставили перед Церковью еще большую этическую проблему, чем та, что появилась во времена советской оккупации. Беспричинное лишение человека жизни массово практиковалось и было фундаментом антиеврейской политики нацистов, сделало невозможным сохранение прежних отношений. Решительно порвав, что тоже далось очень тяжело, - отношения с мультимедийной системой, Митрополит Шептицкий сделал, возможно, один из самых тяжелых этических выборов в своей жизни: он предположил, что ограничения религиозной свободы, неизбежно в случае возврата Красной армии, является меньшим злом. При таких экстремальных обстоятельствах Митрополит считал, что этический принцип защиты человеческой жизни преобладает, даже разногласия между Церковью и социалистами (в вопросах частной собственности) и коммунистами - (относительно религиозной свободы). Первичность христианского милосердия в этических взглядах митрополита, очевидно, касалась не только социального учения и практики, он развил в ответ на немецкую оккупацию.

 

«Митрополит Андрей Шептицкий - Праведник мира или сторонник нацизма?» Этот вопрос звучал, звучит и, видимо, еще долго будет звучать. Но есть факты, принимая во внимание цель независимого Украинского государства, Митрополит призвал к социальной и религиозной солидарности, выдвигая этические критерии, основанные на христианском законе любви. Поскольку христианский выбор обязательно ориентирован на любовь, он всегда призывал к объединению. Для Митрополита Андрея Шептицкого это было нравственным эталоном, критерием, по которому следует распознавать сущность исторических процессов и оценивать прогресс в деле единения. Эти действия Митрополита Андрея Шептицкого демонстрировали его верность христианской заповеди «Не убий» во времена, когда сходил с ума мир и убийства становились основным явлением того времени.


ВИКТОРИЯ СОЛОНЕНКО
Виктория Солоненко (Иерусалим)

 

Рекомендую ознакомиться со статьями, приведенными по этим ссылкам (Ю.С.).
   А.Кардаш http://berkovich-zametki.com/Nomer20/Kardash1.htm
https://lechaim.ru/ARHIV/111/chashi.htm
   С.Чарный https://kim373.livejournal.com/1224113.html
   Я.Сусленский там же
   http://heroes.profi-forex.org/ru/mitropolit-andrij-sheptickij

 

Фотографии Йоси Бирнбаума


Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.