English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Мероприятия в НИЦ

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Культурный центр
Oтдела Aбсорбции

Программа
мероприятий
Культурного центра отдела абсорбции


Заседания, семинары...

 

Юбилейная конференция в институте Вейцмана 5 сентября 2018 года "Научно-исследовательский центр "Евреи России в Зарубежье и Израиле" им.М.Пархомовского, НИИ им. Хаима Вейцмана, Дом учёных и специалистов Реховота, интернет-журнал "Наука и жизнь Израиля" организовали эту конференцию в честь юбилея нашей страны. Представляя нашу статью в "Электронном научном семинаре" (22.02.2013) доктор Электрон Добрускин написал: "Представляю статью о современном явлении культуры - научно-исследовательской, издательской и просветительской деятельности Научно-исследовательского центра..."



Статьи

 

Поэзия и правда в исторической
прозе Мориса Симашко
"Читателю, хоть в какой-то мере знакомому с проблемами литературных взаимосвязей, вполне доступны такие понятия, как «литературное влияние», «поэтическое заимствование» или «художественный перевод». Однако, нельзя не признать, что словосочетание «евреи в литературе Казахстана» звучит несколько непривычно даже для их слуха..."


Завтра меня расстреляют Об участнице Французского Сопротивления Ольге Банчик

О Кларе Кагаловской к 90-летию

Академик Александр Наумович Фрумкин

Александр Маркович Головчинер (Рош)

Она продолжает дело отца



Наши проекты:
Проект «Дело жизни» ставит своей целью привлечь внимание научной общественности и заинтересованные организации к работе немалочисленной группы специалистов, проработавших до репатриации в Израиль не один десяток лет в различных сферах науки и...»

Проект «Путешествие по Реховоту по буквам алфавита» «Нашему городу Реховот уже 126-лет. В четверг, 5 марта 2015 г., в Пурим город отметил свой 125-летний юбилей. Группа...»


----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье»

 

декабрь, 2018 г.

 

Совместное заседание НИЦ «ЕРЗИ» и
Дома учёных и специалистов в Реховоте


19 декабря 2018 года в институте Вейцмана

 

Доктор Юлия Систер

 

Последний научный семинар уходящего года, в котором мы отметили 70-летие Государства Израиль и юбилейные даты Научно-исследовательского центра «Евреи России в Зарубежье и Израиле» им. М.Пархомовского, состоялся 19 декабря 2018 г. в Институте Вейцмана.

 

Программа семинара была следующей:

 

1. «История науки и культуры». Д-р Ю.Систер

2. «Как Израиля могло не быть?» Владимир Бейдер

 

О МУДРОМ ЧЕЛОВЕКЕ С МОЛОДОЙ ДУШОЙ

 

В ночь на субботу, 15 декабря, в Иерусалиме в возрасте 99 лет умер Юз (Иосиф) Абрамович Герштейн – кинооператор, режиссер и сценарист, писатель и поэт, человек с большой буквы.

 

Юз Герштейн скончался во сне как праведник. Он и был праведником. Юз не дожил несколько месяцев до своего 100-летнего юбилея.

 

 

Юз Герштейн родился в Киеве 11 марта 1919 года. В 1936-м поступил в киноинститут на операторский факультет, в 1940-м завершил курс учёбы и успел поработать некоторое время ассистентом на "Укркинохронике". В 1941 году с командировочным удостоверением студии, имея задание снять несколько оборонных сюжетов для киножурнала "Радяньска Украина", попал в район боевых действий под Харьковом, чудом остался жив. Позже из-за слабого здоровья был эвакуирован с братом в Актюбинск. Затем получил направление на Фрунзенскую киностудию в Киргизию.

 

Он был основателем документального кино в Киргизии, создателем множества документальных фильмов, самый известный из них "Оглянись, товарищ" был снят в 1967 году и сразу запрещен к показу в СССР.

 

В Израиль Юз репатриировался в 1976 году, жил в Иерусалиме. Автор двухтомника воспоминаний "Осколок империи" (Тель-Авив, 2015 год).

 

Осенью 2018 года Юз Герштейн в передаче "Детский недетский вопрос" говорил о себе: "Я старый человек с юной душой". Он рассказывал, что каждое свое утро начинает с песни, и добавлял: "Человек должен стремиться жить – любой ценой".

 

О секрете своего долголетия Юз говорил так: "Я ни дня не сижу без дела... Мне интересно, потому что каждый день я что-то придумываю. Иногда глупости, иногда важное что-то... Я беспрерывно думаю о создании чего-то". (http://www.newsru.co.il/israel/15dec2018/yuz_gershtein_102.html)

 

О Юзе Герштейне написано в книгах нашего НИЦ, в том числе в монографии «Израиль: русские корни» (Иеусалим, 2011). Сведения о Юзе Абрамовиче нам дал его сын Михаил. Я лично была знакома с этим удивительным человеком. А случилось это так. Мы проводили научную сессию в Иерусалиме, было много народу. Смотрю, ко мне идёт человек золотого возраста, появилось чувство, что он излучает свет, идущий из глубины души. Он сказал: « Я – Юз Герштейн, приехал специально, чтобы познакомиться с Вами, Вы столько делаете…». С тех пор мы перезванивались с ним и его братом, кинодраматургом, кинооператором, кинорежиссёром, кинодокументалистом. За неделю до ухода Юза я получила от него привет. Это был последний привет от необыкновенного человека.

 

Юз Герштейн стал известен в возрасте пятнадцати лет, когда создал макет сцены к спектаклю «Тиль Уленшпигель» для киевского ТЮЗа – на международной выставке детского творчества в Лондоне он получил золотую медаль. Свой первый фильм в Израиле он назвал «Капля – капелька» («Тип-типа»). Это был короткометражный научно-популярный фильм, посвященный системе капельного орошения, разработанной киббуцником Симхой Бласом. Показ кинофильма помог быстрее внедрить технологию капельного орошения. Фильм демонстрировался на международных фестивалях в США, Бразилии, Португалии и других странах, принес заслуженные награды и помог распространению израильского изобретения в разных странах.

 

Научно-популярный фильм Герштейна «Человек тишины» («Иш а-шекет»), талантливо смонтированный из натурных съемок и объемной мультипликации, стал заметным явлением и наглядным пособием для изучения происхождения шума и путях борьбы с ним. Фильм получил почетный приз на фестивале в Сан-Франциско.

 

Потом был его документальный фильм «Радуга в небе», рассказывающий о многоцветье израильской художественной палитры, где собрались выходцы со всех уголков планеты. Оно выражено в поэзии, музыке, живописи, архитектуре. Фильм получил почетный диплом иерусалимского международного кинофестиваля

 

Упомянем также научно-популярный фильм Ю.Герштейна «Погоня за солнцем» – о путях израильской науки и технологии применения, преобразования и накопления энергии Солнца.

 

Так союз деятелей документального кино и науки помогает нашему государству внедрять новые технологии в разных странах мира.

 

О Юзе Абрамовиче прекрасно написал журналист Александр Баршай. Мы с ним решили с этим ознакомить и участников семинара в Институте Вейцмана, и опубликовать на нашем сайте.

 

ЧУТЬ МЕНЬШЕ ВЕКА ДЛИЛСЯ ЮЗ

 

Памяти Юза Абрамовича Герштейна

 

16 декабря мы опустили в землю Израиля, в Иерусалимскую землю тело Юза Герштейна...

 

Тело мы опустили, но душа этого потрясающего, уникального человека, я думаю, даже уверен, полетела ввысь - прямо к Богу. Потому что только Бог мог создать такую могучую, такую нежную и красивую, такую добрую и животворящую душу.

 

11 марта 2019 года Юзу (Иосифу) Абрамовичу Герштейну «стукнуло» бы - ровно сто лет. И никто из тех, кто знал его, кто общался с ним в последнее время, не мог себе представить, что Юз не доживет до этой даты. В нём до конца было столько душевной силы, столько интереса и любопытства к жизни, что общаясь с ним, не приходилось думать не только о смерти, но даже о старости… И все же чуда, увы, не случилось, и сердце этого выдающегося мастера документльного кино, уникального мыслителя и поэта, мудрого и всезнающего 99-летнего еврея остановилось.

 

Юз Абрамович – феномен, вызывающий удивление не столько с физиологической точки зрения (хотя весьма поразительно, как человек, сурово и многократно битый жизнью – и буквально, и в переносном смысле, - смог дойти до столь солидного жизненного рубежа), сколько с духовной, душевной и, не побоюсь этого слова, с творческой стороны…

 

Закончив перед самой войной операторский факультет ВГИКа – Всесоюзного государственного института кинематографии, Юз связал с кино всю свою жизнь. Как оператор и режиссер он снял несколько сотен киносюжетов и киноочерков, десятки замечательных документальных и научно-популярных фильмов в Киргизии, в России и в Израиле. Многие из этих его лент были удостоены различных наград и призов на всякого рода конкурсах и фестивалей. И что бы Юз ни снимал, за что бы ни брался, он неизменно подходил к делу предельно творчески, новаторски, дерзновенно – как к подлинному искусству. А об искусстве сам Юз Герштейн сказал так:

 

Но искусство не работа,
    И не служба до пяти
    С перерывами на кофе
    И возможностью уйти.

    Это жар и лихорадка,
    Это приступ и инфаркт.
    И конвульсии припадка,
    И с божественным контакт…

 

Незаживающей раной, драмой творческой судьбы Юза стало уничтожение самого лучшего, самого новаторского его фильма - «Оглянись, товарищ!», снятого на студии «Киргизфильм» к 50-летию Октябрьской революции, или, если угодно - Октябрьского переворота. Это был первый советский полиэкранный фильм, первая в СССР подлинно художественная документальная картина.

 

Но как только рабочие материалы фильма попали на просмотр в ЦК компартии Киргизии, как только их увидел тогдашний хозяин республики Турдакун Усубалиев, фильм сразу же назвали идеологической диверсией, запретили дальнейшую работу над ним, велели разогнать творческий коллектив, а фильм – уничтожить. Режиссер Юз Герштейн и оператор Игорь Моргачев были объявлены в республике персонами нон грата.

 

Особенно не понравилось партбоссам, что герои фильма рассказывали с экрана о дьявольских допросах и пытках в НКВД, об организации колхоза с помощью 12 вооруженных милиционеров, о тяжком труде сельских женщин, плохой системе образования, дискриминации и репрессиях в отношении «киргизских» немцев и чехов…

 

На три года затянулась тяжкая, упорная неравная борьба Юза за свое детище, за свое доброе имя, за право художника творить без оглядки на партийные догмы. Весь кинематографический Олимп тогдашнего СССР, начиная от Михаила Ромма, Сергея Юткевича, Романа Кармена, Сергея Герасимова, Марка Донского и кончая Григорием Чухраем, Юлием Райзманом, Сергеем Урусевским, Михаилом Калатозовым, Всеволодом Санаевым, посмотрев картину Герштейна, выступил в защиту своего коллеги из далекой Киргизии. Знаменитые мэтры написали коллективное письмо на имя Брежнева с требованием отменить запрет на фильм.

 

Ничего не помогло! Фильм арестовали и стерли, а Юз с семьей вынужден был навсегда покинуть Киргизию, страну, для которой он столько сделал, и кино которой во многом обязано именно Юзу Герштейну рождением знаменитого «киргизского чуда».

 

В последние годы выяснилось, что одна копия негатива фильма «Оглянись, товарищ!» (без звуковой дорожки) чудом сохранилась. А совсем недавно Юзу сообщили из Москвы, что в российском «Госфильмофонде» отыскалась и большая часть звуковой дорожки фильма – одной из основных составляющих успеха картины. С каким нетерпением ждал Юз Абрамович вестей из Москвы, как он верил и надеялся, что фильм его жизни удастся полностью восстановить!

 

Всю свою жизнь Юз Герштейн писал, писал в основном для себя – дневники, стихи и прозу, сценарии и пьесы, письма и воспоминания.

 

В 90 лет он написал потрясающую и поразительную книгу «Осколок империи». В двух больших томах книги-исповеди перед читателем как живой предстает ХХ век, «век-волкодав» - яростный и ужасный, в вихрях которого прошла удивительная жизнь автора. «Осколок империи», выпущенный с помощью детей Юза – Ларисы и Михаила, читается как увлекательнейший роман, в котором есть все – запахи и вкусы еды, любовь и эротика, высокая трагедия и простые ужасы обыденной жизни, детективный триллер и мелодрама. Книга, которая могла быть названа «Исповедь сына века» или «Оглянись, товарищ!», как Юз и хотел назвать ее вначале.

 

Каждый день – до последнего вздоха – Юз писал стихи, как правило, восьмистишия – свои ощущения и впечатления, замечания и реакции на происходящее вокруг него, в стране и мире, философские раздумья или иронические комментарии. Писал, уже не различия букв в компьютере, пользуясь увеличительным стеклом и помощью ухаживавшей за ним работницы. Это было тем, что давало смысл последним годам жизни Юза, что держало его на плаву. Трудно вообразить себе, но из под «пера» - компьютера Юза Герштейна вышло более десяти тысяч поэтических восьмистиший! Вот они - любовно переплетенных его другом около двадцати увесистых книжек распечатанных с компьютера стихов. И это не считая двух томов охального эротико-сатирического романа в стихах «Сиротское детство». Уверен: будущие читатели и исследователи этого сочного, брызжущего юмором, эпатажно-хулиганского сочинения, будут немало поражены мастерством и фантазией 90-летнего автора.

 

Очень точно назвала «рэпом» писания своего отца Лариса Герштейн. «Он истинный репер, мой папа, он писал рэп уже тогда, когда самого этого понятия еще не существовало. Вообще, он всё делал очень вкусно – и жил вкусно, и работал со вкусом, писал прозу и стихи, дружил с людьми, которых очень любил, с большим вкусом. Я уже скучаю по нему. Как мне будет его не хватать!»

 

Нам всем тоже очень будет не хватать Юза Абрамовича Герштейна…

                               Адександр Баршай

 

P.S. К словам скорби, любви и светлой памяти о Юзе Герштейне присоединяются доктор Юлия Систер, художник Хаим Капчиц, врач Инна Дудакова и многие другие люди, которые, может быть, скажут об этом сами.

 

О жизни и творчестве Ю.Герштейна см. также очерк А.Баршая «Так гововорит Юз» - в «Заметках по еврейской истории» Е.Берковича - http://z.berkovich-zametki.com/2017-nomer10-barshaj/

 

А.Баршай, «Юз Герштейн: «Ради этого стоило родиться» в газете «Вести» (приложение «Окна») за 31 августа и 7 сентября 2017 года. А также видеинтервью с Д.Брикманом - http://newsru.co.il/arch/israel/15dec2018/yuz_gershtein_102.html

 

ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЕННА ПАМЯТЬ О ЮЗЕ ГЕРШТЕЙНЕ!
* * *

 

Затем состоялась лекция журналиста Владимира Бейдера на тему «Как Израиля могло не быть?»

 

Владимир Бейдер родился в 1950 году в Каменец-Подольском. Его отец — еврейский поэт и литературовед Хаим Волькович Бейдер, мать — педагог Сара Абрамовна Бейдер.

 

В 1975 году окончил факультет журналистики Ленинградского университета. Автор сценариев 16 документальных фильмов, четырех книг. Лауреат Всероссийской премии «Лучшая детская книга года» (1989).

 

В Израиле с 1995 года. Был заместителем главного редактора газеты «Вести», редактором еженедельника «Magazine», журнала «Master-M», корреспондентом журнала «Огонек» в Израиле.

 

На 9 канале «Израиль Плюс»  — с момента основания. Был ведущим программы «Персона», сценаристом и редактором программы «Семь сорок».

 

Владимир Бейдер предан журналистике. Он пишет очень глубокие, аналитические статьи, честные, интересные, разноплановые. Его публикации заставляют думать, вызывают дискуссии. У него есть сайт, невероятно интересный, многогранный. Советую и нашим читателям его посетить. Прочитайте, как он пишет о маме, и о папе, знаменитом поэте на идиш и его вкладе в язык и культуру идиш. И замечательный доклад, который нам прочёл Владимир Бейдер, тоже есть на его сайте. С ним можно ознакомиться по ссылке: http://beider.co.il/2018/05/14/kak-izrailya-moglo-ne-byt/

 

Мы поблагодарили нашего гостя и пожелали ему долгих лет творчества, удачи, всего доброго, яркого, светлого.


Владимир Бейдер

Выступает Владимир Бейдер

 

Фотографии Йоси Бирнбаума


Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.