English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Мероприятия в НИЦ

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Культурный центр
Oтдела Aбсорбции

Программа
мероприятий
Культурного центра отдела абсорбции


Заседания, семинары...

 

Юбилейная конференция в институте Вейцмана 5 сентября 2018 года "Научно-исследовательский центр "Евреи России в Зарубежье и Израиле" им.М.Пархомовского, НИИ им. Хаима Вейцмана, Дом учёных и специалистов Реховота, интернет-журнал "Наука и жизнь Израиля" организовали эту конференцию в честь юбилея нашей страны. Представляя нашу статью в..."



Статьи

 

Нелегкий путь в иврит «Приехав в Израиль сложившимся писателем четверть века назад, я заявил, что если и буду продолжать писать, то только на иврите. Мне к тому времени было 40 лет, иврита я совершенно не знал. Мои друзья...»


----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье»

июнь, 2019 г.

 

Совместное заседание НИЦ «ЕРЗИ» и
Дома учёных и специалистов Реховота в НИИ имени Вейцмана


15 мая 2019 года на тему «Памяти ушедших»

 

Доктор Юлия Систер: Мы решили эту тему расширить, углубить, рассказать о погромах, войнах, ГУЛАГЕ, КАТАСТРОФЕ, террористических актах и др.

«… вы горы Израилевы, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу моему Израилю; ибо они скоро придут». (Из Ветхого Завета).

Интересно дойти до истоков, заглянуть во времена, когда начинался сегодняшний Израиль. Цветущий, сильный, приковывающий всеобщее внимание, входящий в число самых развитых стран мира. Интересно узнать о первопроходцах, которые стояли у истоков еврейского государства. Перефразируя знаменитую фразу ступившего в 1969 на Луну космонавта Армстронга, можно сказать: «Их первый маленький шаг по земле Эрец Исраэль стал гигантским скачком для всех евреев». А может быть, даже для всего человечества. Сколько существуют евреи, столько существуют гонения на евреев.

 

В начале прошлого века Россия вступила в полосу исторических потрясений: промышленный и политический кризисы, приведшие к войне с Японией (1904–1905), революционное движение 1905 -1907 годов, вызвавшее реакцией, мировая война 1914 – 1918 гг., низложение монархии a феврале 2017 г. и большевистский переворот в октябре 1917 года. Все эти катаклизмы болезненно отразились на положении всего населения Империи, еврейского - особенно. Разделяя общероссийскую судьбу, еврейство пережило собственные кризисы. Политика властей по «еврейскому вопросу» отличалась двойственностью: с одной стороны, продолжалась линия на реформирование быта и социального устройства еврейства, с другой – тенденция на его ограничения, неравноправия. Создалась почва для еврейских погромов. В 1903 году в Кишинёве (6-7 апреля) стал настоящей трагедией организованный министром внутренних дел В.Плеве погром. О нём писала газета «Восток», Бялик собрал материал и написал поэму на идиш, которую позже перевёл З.Жаботинский. Через 2 месяца приехал Короленко, следы погрома ещё сохранились. К 100-летию погрома вышла книга в Кишинёве в АНМ. Мой дедушка со стороны отца был свидетелем на процессе.

 

В Сороках узнали о погроме и начали готовиться к самообороне.

 

Погром вернул интеллигенцию к народу. Именно после Кишинёвского погрома была создана организация Еврейской самообороны, которая впервые проявила себя во время Гомельского погрома (20 авг. – 1 сент. 1903).

После апреля вспыхнули погромы в 660 населённых пунктах. В интересах властей было показать, что в революции участвуют только евреи, а основное население предано монархии и само расправляется с революционерами. Дважды погром пережил Белосток.

В статье «История одного поиска» (http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=6362) рассказывается о погроме в Украине в 1906 г.

 

Стремление еврейского народа вернуться на свою землю – Сион – имеет глубокие корни. Уже в первой книге Торы – Бырейшит (Бытие) – Бог заповедовал праотцу Аврааму: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я тебе дам ее» (Бырейшит 13, 17). Ицхаку, сыну его было сказано: «Обитай в земле, о которой Я говорю тебе, живи в земле той, и Я буду с тобой» (Бырейшит 26, 2-3). Подобное обещание было дано и Яакову, сыну Ицхака: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Бырейшит 28, 13).

 

После исхода из Египта еврейский народ стал завоевывать и заселять Эрец Исраэль (Землю Израиля). Этот процесс был начат Йеошуа Бен Нуном (Иисусом Навином) и продолжен в эпоху Судей. Непрерывные войны за существование Эрец Исраэль шли и в эпоху Царей, вплоть до разрушения вавилонянами Первого Храма в 586 году до н.э.

 

В дни Вавилонского пленения, которое казалось бесконечным, пророк Йехезкель (Иезикииль) обратился к живущим на чужбине с призывом: «… так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израиля» (Йехезкель 37, 12). В 538 году до н.э. персидский царь Кир издал указ, гласивший: «Кто есть из вас из всего народа Его, да будет Бог с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее» (Эзра 1, 3). Часть народа Израиля вняла этому призыву и вернулась в Иерусалим. К 516 году работы по восстановлению Храма были завершены. Следующие волны репатриации под предводительством Эзры и Нехемии отстроили и заселили Иерусалим, а также укрепили Иудею как еврейскую автономию.

 

С той поры не прерывалась связь еврейского народа с Сионом и вера в то, что только в этой стране – его будущее.

 

В 70 году н.э. Второй Храм был разрушен, но ни это трагическое событие и ни следующее за ним изгнание народа Израиля из своей страны не уничтожили связи евреев с Сионом.

 

Связь еврея диаспоры с Эрец Исраэль является одной из основ традиционного образа жизни. Это выражено в клятвах, благословениях и молитвах, которые произносятся повседневно.

 

После разрушения Второго Храма и особенно после восстания Бар-Кохбы, жестоко подавленного римлянами (135 г.), еврейское население Эрец Исраэль подвергалось всевозможным преследованиям и декретам. Евреям запрещалось проживать в Иерусалиме. Скорбящие паломники приходили в день 9 Ава на Масличную гору, с которой была видна Храмовая гора, и оплакивали разрушенный Иерусалим.

 

Арабское завоевание Эрец Исраэль в 640 году принесло с собой отмену религиозных преследований евреев и насильственного обращения их в христианство. Евреи получили возможность вернуться в Иерусалим. Эрец Исраэль вновь стала не только духовным центром евреев, но и землей, где они могли обосноваться. К концу мусульманского владычества в Иерусалиме проживало 30 тысяч человек.

 

Различные исторические процессы приводили к возникновению волн алии. Одной из вех в истории алии стало изгнание евреев из Испании в 1492 году, в результате которого многие испанские евреи прибыли и обосновались на Святой Земле.

 

В 1517 году власть над Эрец Исраэль перешла к туркам, отличавшимся терпимостью в отношении к евреям, и эта перемена власти вызвала новый поток алии. Правление Оттоманской империи продолжалось четыреста лет, до Первой Мировой Войны. Начиная с 60-х годов 19 века значительно увеличился поток репатриантов из Восточной Европы, особенно из России. В 1882 году на территории Эрец Исраэль проживали 25 тысяч евреев. С этого момента начинается отсчет волн сионистской алии в Эрец Исраэль, предшествовавших созданию государства.

 

1882-1903 – эпоха первой алии Вторая половина 19 века для евреев Европы ознаменовалась таким явлением, как эмансипация. Уравнение в правах с другими народами, вхождение евреев в общественную и политическую жизнь стран обитания вселили определённые надежды в душах еврейской интеллигенции и молодёжи.

 

Но... Уже в 1870-х годах стало ясно, эмансипация радикально улучшить положение евреев не сможет, а приведёт к ассимиляции – т.е. полной утрате национальной самобытности. При этом не обеспечит интеграцию евреев в нееврейском обществе. Проникновение евреев во все сферы общественной жизни западноевропейских стран привело к сильному антисемитскому движению. В этих условиях распространение национальной идеологии и возникновение массового движения еврейского народа были ускорены жестокими погромами (их назвали «Южные бури») на юге Российской империи в 1881 году. Власти страны бездействовали.

 

Евреи – сторонники ассимиляции кардинально пересмотрели свои взгляды на идеи просвещения.

 

Возвращение в Сион – на землю предков стало целью этой идеологии. В городах и местечках Российской империи, Румынии возникают общества «Ховевей Цион» - ПАЛЕСТИНОФИЛЫ – так их название перевели на русский язык. Их цель – национальное возрождение в Эрец Исраэль.

 

Практическим воплощением стала волна репатриации евреев в Эрец Исраэль.

Ее назвали Первой алией (1882 – 1903 гг.)

 

Как мы уже видели, алия в Эрец Исраэль фактически никогда не прекращалась.

 

Однако, алия 1882-1903 годов, так называемая «Первая алия», отличалась от всех других своими масштабами и целями. Именно она заложила основу для создания еврейского центра в Эрец Исраэль.

 

В эти годы в Эрец Исраэль прибыло 600000 репатриантов. Большинство прибыло из стран Восточной Европы, в основном из царской России, вследствие погромов 1882 года. Меньшая часть репатриантов прибыла из стран ислама. Среди них выделялась алия из Йемена, получившая название «Аале бе тамар» (Поднимусь на пальму) – выражение, взятое из Песни Песней. Первые репатрианты из Йемена (500 человек) прибыли в Эрец Исраэль в октябре 1881 года и поселились в деревне Шилоах – Силоан рядом с Иерусалимом. В 1885 году сефардские жители старого ишува создали общество, которое взяло их под свое покровительство и приобрело для них дома в Силоане. В этих домах репатрианты из Йемена прожили до 1929 года (погромы Тарпат).

Половина новоприбывших не выдержала тяжелых условий и уезжали обратно.

Первая группа билуйцев высадилась в Яффо в июле 1882 года. Она состояла из 14 человек – 13 юношей и одной девушки. Они поселились в арабском доме на окраине Яффы и работали в сельскохозяйственной школе Микве Исраэль, пытаясь заработать деньги на покупку земли. Месяц спустя к ним присоединились еще 25 человек. Молодые люди, выросшие в обеспеченных семьях и привыкшие к комфорту жили коммуной, скудно питались и занимались тяжелой физической работой.

Шарль Неттер, основатель Микве Исраэль, приехал в Яффу, и оставшись доволен работой молодых людей пообещал купить для них землю. Его внезапная смерть помешала осуществлению этого плана.

В ноябре 1882 года барон Ротшильд дал деньги для поддержки поселенцев в Ришон ле Ционе и билуйцам предложили переехать туда. Этот год был счастливым для молодых людей – они обрабатывали землю, радуясь плодам своих трудов.

 

Погромы 1881-1882 года стали переломной точкой в истории российских евреев. Официальный, одобренный и разрешенный властями антисемитизм, приведший к столь трагическим событиям, застал врасплох интеллигентов-ассимиляторов, стремившихся слиться с русским народом.

 

Леон Пинскер больше не верил в образование и просвещение евреев как ключ в русское общество. Он понял, что ненависть к евреям, живущим среди других народов никогда не иссякнет. Единственный выход из положения он видел в массовом переселении евреев в Эрец Исраэль.

В 1882 году Пинскер написал книгу «Автоэмансипация», в которой содержался детальный анализ причин антисемитизма: «Еврейство и ненависть к еврейству проходят рука об руку в течение столетий через всю историю… Надо быть слепым, чтобы не видеть, что евреи – «избранный народ» для всеобщей ненависти. Пусть народы расходятся в своих стремлениях и инстинктах – в своей ненависти к евреям они протягивают друг другу руки: в этом единственном пункте они все согласны».

Проанализировав глубоко укорененные причины антисемитизма, Пинскер пришел к выводу:

«Пока мы не будем иметь, как другие нации, своей собственной родины, мы должны раз и навсегда отказаться от благородной надежды сделаться равными со всеми людьми...»

В этой же книге прозвучал настойчивый призыв к созданию еврейского национального дома в Палестине. Эпиграфом к своей книге Пинскер поставил слова еврейского мудреца Гилеля: «Если я не за себя, то кто за меня? И если не теперь, то когда же?», а закончил ее словами: «Помогите себе сами, и Б-г вам поможет!»

 

В январе 1882 года в Харькове зародилось еврейское молодежное движение, к которому за короткий срок примкнули сотни молодых еврейских интеллигентов России. Это движение называлось ДАБИЮ («Дабер эль бней Исраэль ва-йс’у» – «Скажи сынам Израиля – пусть идут» (Исход 12:1)). В дальнейшем это название было заменено на "БИЛУ" (Бейт Яаков леху венельха» - «Дом Яакова, поднимайтесь и идите» (Йешайагу, 2:5)), а членов движения стали называть билуйцами. Целью этого движения была репатриация в Эрец Исраэль и создание в ней сельскохозяйственных поселений.

 

Первая группа билуйцев высадилась в Яффо в июле 1882 года. Она состояла из 14 человек – 13 юношей и одной девушки. Они поселились в арабском доме на окраине Яффы и работали в сельскохозяйственной школе Микве Исраэль, пытаясь заработать деньги на покупку земли. Месяц спустя к ним присоединились еще 25 человек. Молодые люди, выросшие в обеспеченных семьях и привыкшие к комфорту жили коммуной, скудно питались и занимались тяжелой физической работой.

 

Шарль Неттер, основатель Микве Исраэль, приехал в Яффу, и оставшись доволен работой молодых людей пообещал купить для них землю. Его внезапная смерть помешала осуществлению этого плана. Помощь пришла со стороны иерусалимского раввина Иехиэля Михаэля Пинеса, который отправил в Россию специального посланника искать средства на покупку земли. Общества Хибат Цион Варшавы, Вильны, Минска, Одессы и Москвы, а также частные лица согласились дать деньги и для билуйцев были приобретены две тысячи восемьсот дунамов земли к югу от Ришон ле-Циона, стоимость которой они обязались выплатить со временем. Новое поселение назвали Гедера - по имени еврейского города, располагавшегося на том месте в библейские времена. Коммуна билуйцев прожила в Гедере несколько лет, пытаясь возделывать землю. Для того чтобы продержаться несколько лет, пока земля начнет окупать саму себя, нужны были средства. Общество "Хибат Цион", покровительствующее билуйцам, не могло оказать им значительную помощь, а к барону они не хотели обращаться из-за идеологических причин.

Поселенцы по одному покидали Гедеру. На смену им приходили другие жители, которые отказались от идеи кооперативной коммуны.

Как мы видим, по количеству билуйцы составляли очень малую часть от репатриантов первой алии. Почему же их значение так велико?

Феликс Кандель пишет:

«Всего на этой земле побывали пятьдесят девять билуйцев. Двадцать семь из них жили и работали здесь до последнего своего дня, но значение билуйцев в истории заселения и освоения Эрец Исраэль важно не количеством людей, а их идеями и примером организованного переселения молодежи».

Кроме того, билуйцы были идеологической группой, которая готова была бороться до последнего за свои убеждения. Из всех поселенцев, принадлежащих к Первой алие, они больше всего подчеркивали национальную и сионистскую сторону алии. Когда в рамках Второй алии в Эрец Исраэль начали приезжать организованные группы молодежи, стремящиеся создать кооперативные сельскохозяйственные поселения, билуйцы стали для них примером и знаменем.

В книге «Быть евреем в России». Материалы по истории русского еврейства 1900 – 1917. Иерусалим – 2002, Еврейский университет, составление, заключительная статья и примечания Н.Портновой опубликованы сведения о погромах и другие.

 

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5139

 

В книгах НИЦ опубликованы статьи об участии бессарабских евреев в Французском сопротивлении, о создании Центра еврейской современной документации И.Шеерсоном, о семье Бачкуринских (доктор Франсуа), о враче Тамаре Пагис, об Ольге (Голде) Банчик и многих других. «Памяти ушедших» (М.Пархомовский, А. (Н) Борщевский, Ю.Систер, Иерусалим, 2005).

На семинаре рассказано о жертвах политических репрессий, о ГУЛАГах и их безвинных жертвах, о ссылках в Сибирь, Среднюю Азию и др. Конечно, тема Катастрофы и терактов тоже обсуждена со слезами на глазах.

Имя на обелиске

«…Больше всего Марк Каганцов любил купание в море, а ещё — историческую личность, гладиатора Спартака, находил в книгах и журналах героев разных веков. Рассказывал о них соседским ребятишкам и одноклассникам. Вот летчик Сергей Уточкин, впервые сделавший в воздухе «мертвую петлю». Марку хотелось в чем-то подражать таким героям. Из всех предметов в школьные годы он для себя выделял историю и естествознание, слыл тогда увлеченным романтиком, мечтал о походах по уральским горам и сибирской тайге.

 

После окончания школы Марк Каганцов два года (1938-1939) работал лектором в Панораме Севастополя, опубликовал путеводитель, написал очерки по истории ЧФ. Через год его призвали в армию, к месту службы направили на Дальний Восток. Он освоился на пограничной заставе, четко выполнял боевые задания, получал поощрения за образцовую стрельбу, пограничники избрали его комсоргом.

 

Вернувшись в Севастополь после службы, Каганцов по совету старшего товарища стал осваивать профессию экскурсовода. Марк водил земляков и приезжих в Панораму и Херсонес, в Балаклаву и Инкерман. В 1940 году он успешно сдал экзамены в Крымский педагогический институт, успел окончить первый курс.

 

Грянула война. Марк Каганцов ушел добровольцем на фронт июньским днем сорок первого года.

 

Он сражался под Кировоградом, Днепропетровском, на Донбассе, в предгорьях Кавказа, на Кубани. Марк благодаря полевой почте приободрял родных: «Скоро придет тот час, когда мы вернемся в Севастополь». Он видел небо черное от пожарищ, опустевшие города и деревни, устанавливал деревянные памятники с красной звездой погибшим боевым друзьям.

 

В мае 1943 года Марк писал родным: «Гитлеровцы упорствуют, но их песенка уже спета, гибель фрицев неизбежна. Они нам так много горя принесли, тысячи наших людей угнали в Германию в рабство. Скоро на нашей земле, на нашей улице наступит праздник. Мы дойдем до Берлина!»

 

Пройдя офицерские курсы, М. Каганцов стал младшим лейтенантом. Его воинская часть с боями приближалась к Крымскому полуострову. Он с волнением рассказывал бойцам о Севастополе, о своем стремлении в рядах наступающих войти в родной город.

 

В дни штурма советские воины с яростью выкорчевывали гитлеровцев, засевших в окопах на Сапун-горе, забрасывали их доты гранатами. Вскоре наши танкисты ворвались в город и очистили улицы от оккупантов. В первых рядах атакующих сражался командир взвода

 

319-го гвардейского горнострелкового полка лейтенант Марк Борисович Каганцов.

 

Сохранилось письмо от друга, Владимира Шляпошникова: «В июне 1944 года я вернулся в Севастополь. Один бродил среди камней, бурьяна, обломков стен. Тяжелое горе теснило грудь. Дом, где жил Марк, по улице Мичурина, 3, представлял груду кирпичей. Осталась лишь часть стены на втором этаже, куда я с трудом добрался. Я увидел надпись и дату—10 мая 1944 г., сделанные химическим карандашом. Это была радостная весточка в разрушенном Севастополе от близкого мне человека. Он стоял здесь, на этих камнях. Я записал строки дружеского привета в блокнот: «Где вы, мои дорогие люди, знаете ли, что я вернулся на пепелище родного дома? Никогда раньше я не плакал, но сейчас не могу сдержать слез. Иду по улицам, слышу гул самолетов. Буду бить фашистских гадов за вас, за Севастополь. М.  Каганцов».

 

В этот же день Марк добрался до Херсонеса. На берегу Карантинной бухты ещё шла перестрелка. Здесь вражеская пуля настигла лейтенанта. Он сражался за любимую Родину и отдал за неё жизнь. Он мечтал работать в Севастополе после войны, восстанавливать его, рассказывать землякам о том, как дорог ему родной город, каким прекрасным он станет вновь. Здесь живут в наши дни его родственники.

 

…В музее на Сапун-горе можно увидеть орден Отечественной войны I степени, которым посмертно был награжден офицер Марк Борисович Каганцов за мужество и храбрость, проявленные при освобождении Севастополя. Имя героя высечено на обелиске Славы в числе 48 отважных воинов-освободителей.
Д. ТКАЧЕНКО. «Слава Севастополя», 9 мая 1960 г.»

Марк Яковлевич прислал статью о родном брате отца, в память о котором его назвали Марком. Он с честью носит это имя. В конце семинара читали стихи Марка Яковлевича.

* * *

  

Доктор Софья Теллер

 

В этом году месяц май особый.

Совпало – Йом Зикарон, Йом Ацмаут, день Победы и военные действия из сектора Газа.

 

Йом Зикарон в многолетней традиции еврейского народа – школьники идут в семьи погибших, разделяют боль, пришедшую в эти дома.

 

Что на русской улице? День Победы!!!! При всём понимании, что не было бы никакой Победы, если бы погибшие не проложили путь к ней.

 

Наше государство Израиль  признало вклад погибших не только вкладом в борьбу с нацизмом, но и как вклад в создание государства Израиль. И вручает детям погибших медаль их отца.

 

Нашей организацией издано две книги воспоминаний "Памяти павших" и "Сироты войны". Детское горе звучит в каждом воспоминании уже старых людей.

 

 

Писатель Леонид Финкель. "Как и подобные мне, я завидовал мальчишкам, которые ходили на футбольные матчи с отцами. Я с недоверием(признаюсь в этом грехе) смотрел на тех, кому вручали памятные медали, значки. Долгое время мною владело чувство, что настоящие герои погибли. Ведь никто никогда не прислал матери поздравительной открытки в День Победы, точно пропавший без вести отец к ней не причастен".

 

Председатель военно-исторической комиссии Союза ветеранов Давид Зельвенский пишет "Участники войны написали тысячи книг, воспоминаний, ещё больше написано о них. Создано множество фильмов, им посвящают несметные страницы и эфирное время все средства массовой информации. Всё о живых, пусть раненых, искалеченных , но всё о живых Но что написано о погибших, которые воевали рядом. Молчат уже семь десятков лет. Несколько скупых строк в книгах памяти".

 

Жизнь без отца. Горькие ожидания ребёнка. "Всю жизнь я был сиротой – уже у старого человека.

 

И к нашему ужасу горькая связь.......

 

В 2009 году Белорусские следопыты нашли медальон погибшего  Рувима Портного.

 

А в 2014 году здесь погибает его правнук  танкист капитан Дмитрий Левитас.

 

Мы получаем просьбы об информации о погибших на фронте из Белоруссии, Германии. Но в Израиле не нашлось почётной Памяти погибшим на фронте. Только поём славу тем, кто вернулся с войны. А за годы, что мы в Израиле, сколько имён мы потеряли и уже нет людей, которые могли бы их восстановить. Уходит поколение...

Даже в одном Реховоте есть родные героя Советского Союза, орденоносцев. А разве мы не в долгу и перед теми, кто не успел получить наград..
20-го июня мы открываем дополнительную плиту в Мемориале. Вечная память !!!!!!!

 

Профессор Леонид Смиловицкий из послевоенного поколения  пишет. "Если бы отца убило, то я бы не родился, а значит, не появились бы на свет и мои дети. Сколько таких мальчиков и девочек 1925 года рождения, которым в 1941-м исполнилось 16, шагнули в огонь войны и не вернулись? Скольких детей они не родили, сколько судеб не состоялось?"

* * *

Кушнир Людмила


Вспоминаем павших во второй мировой войне

 

Мой отец, Кушнир Абрам Вульфович, родился в 1913 году. По специальности он был механиком и имел серьёзное хобби: по вечерам в клубе играл в духовом оркестре. Жили мы в городе Кременчуг Полтавской области. В мае месяце 1941 года мне исполнилось 2 года, а 6 июля папа ушёл на фронт и я запомнила его только по фото.

Эвакуировались мы с семьёй папы: с дедушкой, с бабушкой, тётей - папиной сестрой и с мамой. Все родные мамы погибли в холокосте: всего 16 человек. У папиных родителей было 4 детей: 3 сына и одна дочь. Все сыновья в начале войны были призваны в Красную Армию. Папа ещё успел поучаствовать а финской войне. Вернулся с фронта только старший сын - Григорий. Абрам и Израиль погибли. Уму непостижимо, как родители пережили смерть сыновей. Какое-то время прятали от них эти страшные извещения. Я ни разу не видела мою дорогую бабушку в истерике или даже плачущей. Она очень жалела нас - своих оставшихся детей и всё делала, чтобы мы продолжали жить. О погибших в семье говорили редко. Но я была частью отца и росла в такой непреходящей любви к папе, которая меня сопровождает по сей день.

В 2014 году сын моего двоюродного брата прислал результат поиска в сайте podvignaroda.ru - наградной лист Кушнира Абрама Вульфовича 1913г рождения с приказом о награждении медалью «За отвагу» и с описанием его последнего боя.

 Лучше узнать поздно, чем никогда. Спасибо, мой дорогой папа, за состоявшуюся жизнь.

* * *

Фотографии Йоси Бирнбаума

 


Обсудить на форуме

 

Страница 1 из 1
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.