English   Hebrew   
автор лого - Климентий Левков
Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
Архив:

 2013 год
 2012 год
 2011 год
 2010 год
 2009 год
 2008 год
 2007 год

Наши авторы:

Яков Иовнович, Юлия Систер, Климентий Левков, Феликс Сромин, Реувен Бесицкий. Эдуард Коркотян и другие...



Правила публикации статей, научных работ... на cайте или форуме Дома ученых и специалистов



Мероприятия в НИЦ

Научно-
исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»

Культурный центр
Oтдела Aбсорбции

Программа
мероприятий
Культурного центра отдела абсорбции

Статьи

Компас в «Русском еврействе в зарубежье»


Памяти выдающегося геофизика проф. Бориса Эммануиловича Хесина...


Добавим к "Железному куполу" "Купол информационный" «Окончились очередные парламентские выборы в нашей стране. Завершилась бескомпромиссная борьба за голоса. Одни партии получили их больше, другие меньше. Одни...»


Проект «Дело жизни»: «ставит своей целью привлечь внимание научной общественности и заинтересованные организации к работе немалочисленной группы специалистов...»


Проект «Научно и понятно»: «...популяризировать научные достижения всегда было традицией учёных. Мы решили эту традицию поддержать и продолжить...»


Проект «Праведники науки»: «...многие начинающие в те времена учёные смогли реализовать себя только благодаря поддержке и реальной помощи...»


О книге «Израиль в космосе» и ее авторе


----------------
 
 
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье» и
Дом ученых и специалистов Реховота

 

ноябрь, 2014 г.

 

Совместное заседание Дома ученых и
специалистов Реховота и НИЦ
"Евреи России в Зарубежье и Израиле"

3 ноября 2014 года

 

Доктор Юлия Систер

 

3 ноября 2014 года прошло совместное заседание НИЦ "ЕРЗИ" и РДУиС.

В повестку вечера были включены следующие вопросы:

1. Российские евреи в Израиле. Ю. Систер

2. Нужно ли евреям собственное государство? А.Энтова

 

Свое выступление я посвятила вкладу русскоязычных врачей Реховота в израильскую медицину. Использовала нашу коллективную монографию «Израиль: Русские корни» (Иерусалим, 2011, редакторы - составители Ю.Систер, М. Пархомовский; главу, написанную М. Пархомовским), адрес в интернете: http://eholit.ru/news/794/

 

Российская медицина развилась в основном из земской, обладавшей лишь скудными средствами, она не сулила материальных выгод и карьеры, поэтому в земские медики в основном шли люди демократически настроенные и стремящиеся принести пользу населению. Российское земство создало передовую систему медицинского обслуживания - единственный пример бесплатной государственно-общественной медицины в условиях капитализма. Земские медики занимались санитарией и борьбой с эпидемиями, многое делая на общественных началах. В одном из писем Чехов писал: «Я назначен холерным врачом (без жалования). Работы у меня больше, чем по горло. ...Дано мне 25 деревень, а помощника - ни одного». На его участке были четыре фабрики и монастырь. Антон Павлович оборудовал пункты и бараки, принимал больных, разъезжал, состоял в 29 общественных организациях! Такая работа земства была как бы сама собой разумеющейся, и это одна из причин, почему мы о ней так мало знаем.

Кроме золотого земского начала, российская/советская медицина отличалась другими важными особенностями:

в центре внимания врача был не больной орган, не болезнь, а человек в целом, со своими страхами и тревогами;

стремление к усовершенствованию: земские врачи тратили свои отпуска для поездок в знаменитые европейские клиники; в советские времена были доступны институты усовершенствования врачей и развита система аттестации;

русская медицина значительно укрепилась массовым притоком евреев в годы советской власти (пока их свободно принимали в вузы), с их способностями, увлеченностью делом, самоотдачей.

 

Добросовестный, широкий и бескорыстный подход к больному и развитая профилактическая медицина - мощный компонент социального благополучия, важный воспитательный фактор, один из основных показателей культурного уровня страны. Составляя видную часть эмиграции из России, врачи именно этот багаж вывозили за рубеж, включая Эрец-Исраэль/Израиль, улучшая систему здравоохранения и ее этические нормы в новых странах проживания.

Вклад выходцев из Российской империи и бывшего СССР в израильскую медицину огромен.

«Русские» медики начали приезжать еще в пору становления еврейского государства, когда шла отчаянная борьба с малярией и другими инфекциями, с детской смертностью, когда в некоторых мошавах уже были постоянные врачи и медсёстры, работу которых финансировал в основном Э.Ротшильд.

Одним из врачей-первопроходцев стал Хаим Хисин (1865, местечко Мир, Минской губ., - Тель-Авив, 1932). Он приехал в Эрец-Исраэль в 1882 г. в числе первых билуйцев и совмещал сионистскую деятельность с тяжелым физическим трудом. «На руках пузыри, кровяные подтеки, не могу разжать пальцев», - писал он в дневнике. Позже получил в России фармацевтическое образование, а затем окончил медицинский факультет в Швейцарии, был там делегатом на сионистских конгрессах. Вернулся в Эрец-Исраэль в 1905 г. и работал врачом. Участвовал в строительстве ряда поселений. С 1880-х гг. Хисин сотрудничал в русско-еврейской прессе; оставил дневниковые записи, частично опубликованные при жизни.

Добрая память сохранилась о Хиллеле Иоффе (1864, Украина, - 1936, Хайфа) - его именем названы мошав Бет-Хиллел (Верхняя Галилея) и больница в Хадере. Он окончил в 1888 г. медицинский факультет Женевского университета и в 1891 приехал в Эрец-Исраэль. Работал в Хайфе, Твери, Зихрон-Яакове, где создал больницу и медицинский центр Галилеи и Самарии.

Основным занятием доктора Иоффе стала, по зову времени, борьба с малярий. Это по его совету в районе Хадеры сажали эвкалиптовые деревья для осушения болот. Х.Иоффе был известным сионистом, сопровождал Т.Герцля при его поездке по Иудее. Многочисленные научно-популярные работы доктора Иоффе посвящены профилактической медицине. Он много сделал для создания современной медицинской терминологии на иврите.

Клиническая медицина в Израиле многим обязана Арье Достровскому (1887-1975), заложившему основы израильской дерматологии. Окончив Венский университет, он служил врачом в царской армии. В 1919 г. семья Достровских прибыла в Израиль на пароходе «Руслан» с группой людей очень высокого интеллектуального уровня, идеалистов, полных стремления отдать все силы созданию еврейского ишува на Земле Израиля. Каждый из них оставил значительный след в своей профессии, а также в общественной жизни тех лет. Доктор Достровский был приглашен в больницу Хадасса и стал одним из основателей медицинского факультета Еврейского университета в Иерусалиме.

Этот список можно продолжить. Но сегодня мне хочется рассказать о врачах, работавших или работающих в Реховоте, внесших весомый вклад в израильскую медицину. В основном расскажу о тех врачах, о которых написано в нашей монографии «Израиль: русские корни» (Иерусалим, 2011).

В 1957 г. приехала в Израиль кавалер ордена Красной Звезды за самоотверженные подвиги в Сталинградской битве хирург Изабелла Пинкус (урожд. Фейгенберг). И здесь пригодился ее боевой опыт - она участвовала в Шестидневной войне (1967), в Войне Судного дня (1973), в антитеррористических операциях. С 1960 г. и до глубокой старости И.Пинкус работала хирургом в больнице Каплан, и ее там многие годы вспоминают добрым словом. Старшая дочь доктора Пинкус - Симона Наор, попавшая в страну в 10-летнем возрасте, - известный врач-психиатр. Она тоже работает в больнице Каплан.

Значительное количество медиков приехало в 70-е годы.

Доктор Авраам Kлепфиш родился во Львове в 1951 г., в 1969 репатриировался, а в 1976 окончил Медицинскую школу Хадасса при Еврейском университете в Иерусалиме. Во время военной службы он прошел путь от врача военно-полевого батальона до главного врача Военно-воздушной академии. Три года работал в Отделе гематологии и онкологии Медицинского факультета Нью-Йоркского университета. Работал в больнице Каплан в гематологическом отделении старшим врачом. В настоящее время заведует банком крови медицинского центра Вольфсон (Холон), там же в клинике гематологии работает старшим врачом, читает лекции в Тель-Авивском университете.

Впечатляет научная деятельность доктора Клепфиша: он рецензент и член редколлегии ряда медицинских журналов, рецензент докторских диссертаций, автор более 50 научных статей и трех глав в книгах; свыше 40 его работ представлялись на международных научных конференциях. Доктор Клепфиш председатель экзаменационной комиссии по гематологии, член Ученого совета Израильской Медицинской Ассоциации и др.

А вот содержание письма доктора Иосифа Давидόвича, родом (1949) из украинского города Хуст. Его мать была узницей Освенцима, отец - Бухенвальда. В 1976 г. Иосиф окончил с отличием Каунасский мединститут, а в 1977 приехал в Израиль. Специализировался по терапии в больнице Каплан, где стал наставником для врачей, приезжавших в последующие годы. По совместительству начал работать в доме престарелых Неве-Амит в Реховоте. Увлекся гериатрией, понравилось месторасположение дома престарелых, и Давидович решил построить на этом месте больницу для больных старшего возраста.

В 1991 г. получили разрешение Минздрава и начали перестройку. Сегодня И. Давидόвич зав. по медицинской части больницы на 136 коек с отделением для нуждающихся в дыхательной аппаратуре, реабилитационным отделением, отделением хронических больных (с пролежнями, требующих специальных методов питания и т. п.) и отделением острой гериатрии (для больных пневмонией, рожей, воспалением мочевыводящих путей и др.).

В 1983 г. выполнял научную работу в области онкологии на базе Института Вейцмана. Доктор Давидович интересен еще спортивными достижениями - он выступает в соревнованиях на первенство мира по теннису среди врачей, с 2003 г. - президент их ассоциации в Израиле; дважды был чемпионом Израиля.

Сестра доктора Давидόвича Майя работала семейным врачом, брат Михаэль - гинекологом.

 

С Большой алией в Израиль приехало огромное количество врачей.

Доктор Норберт Магазаник, в 1976 году подавший заявление об эмиграции в Израиль, был уволен с основной работы и на протяжении 14 лет повторно получал отказы. Норберт Александрович, несмотря на прекрасный английский (изучал его с детства), готовился к жизни в Израиле, изучал иврит и превратил свою московскую квартиру в своеобразный центр для контактов «отказников» с иностранными корреспондентами и для распространения учебников иврита.

Родился Магазаник в 1929 г. и до переезда в Израиль (1990) жил в Москве. Он окончил с отличием 2-й Московский мединститут. В течение трех лет работы врачом-терапевтом в сельской участковой больнице в Карелии, выучил французский и немецкий. Зная языки, постоянно изучал доступную медицинскую литературу. Окончил клиническую ординатуру и аспирантуру на кафедре терапии ЦИУ врачей на базе известнейшей Боткинской больницы, затем там же работал старшим научным сотрудником. Защитил докторскую диссертацию о бронхиальной обструкции. Автор 50 статей по клинической фармакологии и функциональной диагностике легких, а также нескольких книг, часть которых написана уже в Израиле. В годы ожидания разрешения на отъезд работал врачом-консультантом в платной поликлинике. Занимался и частной практикой (подробнее об этом см. в его книге «Путь искусства долог…». Москва, 2003 г.). Внимательное отношение к больному, глубокие знания, нестандартные решения создали д-ру Магазанику большой авторитет. В числе его пациентов был Булат Окуджава, который посвятил Норберту Александровичу одно из своих стихотворений.

После репатриации жил в Реховоте и знакомство с израильской медициной начал в больнице Каплан, где он был поражен прекрасными знаниями рядовых врачей, которые, однако, учились и у Магазаника-стажера пальпации и приемам, утерянным современной дегуманизирующейся медициной. Норберт Александрович затем поселился в Ашдоде, где до выхода на пенсию работал семейным врачом, привлекая больных, в числе прочего, своей непривычной для израильтян тщательностью опроса и осмотра.

 

В числе других особых достижений израильской медицины - значительный успех в области инвазивной кардиологии. Кардиологи получили возможность при инфаркте миокарда открывать коронарный сосуд и отсасывать из него тромб; вставлять артериальный клапан с помощью зонда - без операции. Одним из пионеров этой ювелирной кардиохирургии является старший врач больницы Каплан Гера Гандельман (р. 1962, Черновцы), репатриировавшийся в 1989 г. и специализировавшийся по кардиологии в больнице Каплан, а затем - по инвазивной кардиологии - в Нью-Йорке.

 

Доктор Барух Эльтов родился в 1962 г. в Андижане (Узбекистан) и здесь же окончил мединститут с отличием. Заведовал инфекционным отделением больницы. В Израиле с 1991 г. Работал в больнице Каплан, затем семейным врачом в одной из поликлиник Реховота. С 2002 г. стал ее заведующим и отвечает за подготовку студентов и врачей-стажеров (поликлиника служит базой больницы Каплан), продолжает работать семейным врачом. Доктор Эльтов участвует в научных исследованиях по диабету, состоит членом ряда медицинских комиссий.

В монографии упоминается доктор Бен Цион Шкляр, создатель отделения боли при больнице Каплан.

 

Объем книги не позволил рассказать о многих прекрасных врачах Реховота, которые известны: Александр Каган (нефролог), Лев Швидель (гематолог), Александр Вольперт (гастроэнтеролог), Бецалель Гендлер (терапевт), Мара Кнебель (семейный врач), члены нашего ДУиС Лилия Колкер (педиатр), доктор Людмила Гинзбург (врач-лаборант) и многие, многие другие.

 

В нашей истории есть интересная страница, достойная упоминания.

Религиозное движение «жидовствующих» («иудействующих») появилось на Руси в конце XV века, на Новгородской земле. В основе его противостояния христианству лежало отрицание Троицы как противоречащего принципу единобожия. Первым распространителем учения секты был Схария (Захарья-Скарья Жидовин), приехавший в 1471 году из Литвы в Новгород. Он привез с собой множество пособий по «тайным наукам» - мистике, астрологии, каббалистике. Схария и последовавшие за ним Йосеф Шлоймо и Моисей Хануш сумели привлечь к этому течению православных священников Дениса и Алексия, а также протопопа Софийского собора Гавриилу. Таким образом, православные служители стали первыми проповедниками нового учения, которое стремительно распространялось, достигнув Вологодских земель, а затем и Москвы. Более подробно это интереснейший материал можно прочесть в вышеупомянутой монографии в статье Р.Пархомовской.

В среде нынешних воронежских субботников существует предание о бегстве большой группы их предков из подмосковного сельца Ильинское под Воронеж. Иудействующие остались тверды в своей вере, а в память о прошлом основали новое село Ильинка, в котором веками жили их потомки, теперь практически полностью переехавшие в Государство Израиль. «Нас топорами рубили, а мы от своей веры не отрекалися», - гордо говорят ильинцы.

Живущие ныне в Израиле субботники, которых христиане иронично называли «курьезными евреями», продолжают свое летосчисление со времен «великого князя всея Руси» Ивана III.

Группы субботников возникли в разное время и имели свои особенности: 1. Субботники иудейского вероисповедания - те, что следовали основным его постулатам и постепенно переходили в иудаизм;

2. Геры (прозелиты), официально порывавшие с христианством;

3. Субботники-молокане, выполнявшие лишь часть предписаний иудаизма, хотя и среди них во второй половине XIX века появилось течение «прыгунов», ратовавших за переход в иудейскую веру;

4. Христианские секты, отмечавшие субботу и ряд предписаний иудаизма. Возникшее в 80-е годы XIX века среди субботников стремление переселиться на Святую землю нашло поддержку в среде российских сионистских лидеров.

Многие субботники уехали в составе первой алии - с 1882 по 1903 год. Проезд в Палестину осуществлялся в соответствии с договором, заключенным Одесским комитетом с Обществом пароходства и торговли, и был весьма дешев.

Субботники селились в мошавот (поселениях или колониях), главным образом в Галилее, и через несколько поколений полностью ассимилировались среди их жителей.

Среди сект иудействующих, приехавших в Палестину и в Израиль, бесспорно лидируют субботники. Династии Дубровиных, Куракиных, Матвеевых, Орловых, Адамовых, Пешковых, оставившие заметный след в формировании Еврейского государства, продолжают трудиться на этой земле и считают ее своей.

В конце XIX века Агафон (Гапон) Куракин, зажиточный казак с берегов Волги, решил перейти в иудейскую веру. Семейное предание гласит, что однажды, под Рождество, он полез на колокольню, чтобы звонить в честь праздника. Внезапно он почувствовал себя плохо, и чтобы подбодрить себя, стал читать стих из псалмов Давида: «Крылом своим Он укроет тебя, и под крыльями его ты найдешь убежище…» И тут он услышал «глас указующий» перейти в иудейскую веру: «Ибо откуда молитвы? От нее». Куракин рассказал об откровении своим землякам, и те слушали его с большим вниманием. После праздника они запрягли лошадь, сложили туда кресты и иконы и отвезли священнику: «Прими, отец, не веруем в них более». Священник стыдил их, уговаривал, кричал - ничего не помогло. Тридцать семь семей продали свои дома и переехали в село к субботникам, склонявшимся к еврейской религии.

Чтобы лучше понять учение, Куракин поехал в Вильно (по другим сведениям - в Ковно), в иешиву. С ним была вся многочисленная семья - жена и двенадцать детей. Окончив учебу и приняв гиюр, Агафон (теперь уже Авраам) в 1898 году, в составе группы евреев-халуцим переехал в Палестину. Поселился он с чадами и домочадцами в Седжере (сейчас Илания), где Авраам (его называли «Авраам ха-гер») работал конюхом и одновременно - инструктором по сельскому хозяйству - обучал евреев секретам земледелия. В 1901 г. его семья получила земельный надел и основала на целинной земле сельскохозяйственную ферму. Помимо трудностей в обработке веками не паханной земли, засухи, малярии, их поджидала постоянная опасность нападений арабских банд, которые поджигали посевы, грабили инвентарь. В сторожевом отряде «ха-Шомер» сын Авраама - Ицхак стал первым командиром, а внук, Реувен Куракин, погиб в схватке с террористами.

Другой внук, Менахем, родившийся в 1922 году, в пятнадцать лет вступил в отряд Хаганы, и, как один из лучших бойцов, был направлен на курсы морских коммандос. Во время Второй мировой войны, когда Британия обратилась к Хагане с просьбой о проведении совместных операций против немецких фашистов, была создана объединенная группа британских и еврейских коммандос. Перед ними стояла задача - атаковать нефтеперерабатывающий завод в ливанском порту Триполи (Ливан тогда контролировало правительство Виши). В январе 1941 года судно, на котором находился Менахем, вышло для выполнения боевого задания. В Хайфский порт оно не вернулось… Во время Войны за Независимость, в битве за Иерусалим, погиб еще один член клана Куракиных, правнук Авраама Рафа Коэн. Когда к сыну Авраама Куракина пришли с вестью о гибели внука, он сказал: «Страна даром не дается. Приходится приносить жертвы. Я принес ее».

Семья Куракиных поколениями давала стране пахарей и воинов. Подполковник авиации Йоси Куракин родился в семье офицера морского спецназа Арье Куракина, и для него не стоял вопрос, «куда пойти учиться?». Будучи в десятом классе, Йоси прошел курс аквалангистов на морской базе «Гадны», и после призыва в армию был принят в отряд морских коммандос. Профессиональная судьба Йоси была успешной, командиры постоянно отмечали его инициативность, ответственность, личное мужество. В 1995 г. Йоси Куракин получил звание подполковника и возглавил подразделение морских коммандос. 24 сентября 1997 года он с товарищами выполнял задание в тылу врага, в Ливане. Этот бой оказался для него последним. Звание полковника пятый представитель династии Куракиных получил посмертно… Потомки Авраама (не хочется писать эти слова в кавычках) прочно укоренились в Земле Обетованной. В 2003 году, в день, когда страна отмечала 55-ю годовщину создания Государства, восьмилетний сын Йоси Куракина, Нево, зажег юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме.

В 1990 г. в Израиль приехал врач Виктор Куракин.

Доктор Виктор Куракин родился во Львове в1950 г. Окончил Львовский мединститут в 1974 г. Во время учебы работал фельдшером - парамедиком в реанимационной бригаде скорой помощи.

С 1974 г. до ноября 1989 г. работал во Львовской больнице скорой помощи хирургом. С 1986 г. до конца 1989 заведовал хирургическим отделением желудочно-кишечных кровотечений в этой же больнице скорой помощи (на 1000 коек).

В Израиль приехал 1.01. 1990 г. Окончил ульпан в Тель-Авиве и курсы врачей в Афуле.

1.08.1990 г. начал работать в больнице Каплан в Реховоте. Специализировался в хирургическом отделении алеф.

В 1999 г. сдал с отличием экзамен на звание хирурга - специалиста. С этого момента хирург - специалист в хирургическом отделении больницы Каплан.

С 2000 г. работает хирургом - специалистом в «Маккаби», «Меухедет», «Клалит мушлам».

С 2001 г. старший хирург в больнице «Ассута» в Тель-Авиве. Открыл две клиники: в Реховоте и Ришон ле-Ционе.


* * *

 

Ася Энтова и Юлия СистерЗатем с докладом выступила преподаватель Ариэльского университета Ася Энтова, которая выступала у нас на семинаре в Институте Вейцмана. Ее доклад прилагается.

Юлия Систер
ноябрь, 2014 г.

 

Обсудить на форуме

 


 

Страница 1 из 1  
ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц
copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.